Дата: 2017-11-14 07:04:58 | Номер новости: 23871 | Постоянная ссылка | Источник: Государственный архив РТ | Автор -mail1@gosarhivrt.ru (Mira) | Ссылка на источник

Письмо Иркутского Генерал-Губернатора Его Высокопревосходительству Сазонову Сергею Дмитриевичу об объявлении Урянхайским Правителям, Заведующим Пограничными Делами Усинского округа Церериным Высочайшего соизволения о принятии их под покровительство России

ИРКУТСКИЙГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР

г. Иркутск № 181 29 октября 1914 года.

Его Высокопревосходительству С.Д. Сазонову.

Получено: Царское Село 14 ноября 1914 года.

Милостивый Государь, Сергей Дмитриевич,

Телеграммой от 5 апреля с.г., за № 721, Ваше Высокопревосходительство сообщили мне о ВЫСОЧАЙШЕМ соизволении на объявление, через командированного мною в Урянхайский край чиновника, населению всех пяти хошунов названного края о принятии их под покровительство Российского Правительства.Заведующий Пограничными Делами Усинского округа Кол[лежский] Асс[есор] Церерин, на которого, согласно упомянутой телеграмме, было возложено исполнение ВЫСОЧАЙШЕГО повеления, находился в указанное время по делам службы в Иркутске и мог, как мною и было сообщено Вам телеграммою от 11 апреля с.г., за № 3616, выехать в Урянхайский край лишь с открытием вьючного летнего пути во второй половине мая месяца. Прибыв в начале июня в Урянхайский край он, ознакомившись с настроением урянхов, приступил к исполнению своей миссии и ныне представил мне донесение об объявлении им Урянхайским Правителям ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения на принятие их под покровительство России.Согласно этому донесению Заведующим Пограничными Делами ВЫСОЧАЙШАЯ воля была объявлена во-первых Амбань-Нойону, как представителю Ойнарского, Точжинского и Сальчжакского хошунов, а затем Кемчикгольскому нойону и урянхам бывшего хошуна монгольского князя Бейлэ-Сандыкдорчжи, ныне хошуна 17 отоков. Объявление это Кол[лежский] Асс[есор] Церерин старался обставить возможной торжественностью и сделал его в присутствии всех оказавшихся в данное время на лицо урянхайских чиновников, по заранее выработанным текстам, в копиях при сем прилагаемым, которые в монгольском переводе были переданы урянхайским правителям. Последние со своей стороны передали Заведующему Пограничными Делами препровождаемые при сем письменные обязательства о строгом соблюдении ими тех двух пунктов, которыми было обусловлено принятие урянхов под покровительство России, то есть, во-первых, не иметь никаких самостоятельных сношений с иностранными государствами, в том числе и с Монголией и, во-вторых, все споры и недоразумения повергать на решение представителя русской власти в Урянхайском крае.

В объявлении, переданном Амбань-Нойону упомянуто также, что он принят под покровительство России с подчиненными ему урянхами Ойнарского, Сальчжакского и Точжинского хошунов.Дело в том, что когда два года тому назад Амбань-Нойон подал прошение о принятии его с подчиненными ему урянхами в подданство России, все три названные хошуны были ему подчинены. Но затем правители Сальчжакского и Точжинского хошунов, дабы выйти из под опеки Амбань-Нойона приняли подданство Ургинского хутухты и объявили себя от него независимыми. При этом правители Точжинского и Сальчжакского хошунов неизменно уклонялись от личных свиданий с Заведующим Пограничными Делами и при его посещениях из кочевий удалялись в Монголию. Что касается населения этих двух хошунов, то тяготясь монгольскими поборами оно все более и более склоняется на сторону России и препятствием к признанию ими русского покровительства служило лишь честолюбие их правителей и нежелание последних подчиниться Амбань-Нойону.Дабы устранить это препятствие пришлось хошуны эти пока лишь формально подчинить Амбань-Нойону и нет сомнения, что при умелом дальнейшем руководительстве деятельностью последнего со стороны представителя русской власти эти два хошуна в скором времени фактически подчинятся власти Амбань-Нойона и также как остальные урянхи признают покровительство России, тем более что население их достигает цифры всего 8.000 человек против 50.000 всего туземного населения Урянхая.

Кроме того ВЫСОЧАЙШАЯ воля была также объявлена населению отдельных сумонов Мади и Чжодо, бывших до сего данниками монгольского князя Вана Намхайчжанцана. Управление этих хошунов передано Заведующим Пограничными Делами выборному чиновнику – Тэригун-Цзайсану.Точно также и урянхи упомянутого уже выше Бейсэ хошуна, бывшие данниками монгольского Сандыкдорчжи, по предложению Кол[лежского] Асс[есора] Церерина, выбрали себе правителя – Бугдэ-Даргу и четырех помощников к которым, с утверждения Заведующего Пограничными Делами и перешло управление хошуном.При этом Кол[лежским] Асс[есором] Церериным возбужден вопрос о желательности выдать всем урянхайским правителям печати, как это практиковалось китайскими, а затем монгольскими властями. По понятиям и строго установившемуся обычаю как монголов, так и урянхов должностная печать имеет у них громадное значение и фактом получения печати хошунным правителем устанавливается полная подчиненность последнего лицу выдавшему печать. Такие печати можно было бы выдать Кемчикскому нойону, Бугдэ-Дарге «17 отоков» и Амбань-Нойону, с упоминанием в тесте печати последнего, что под его управлением находятся хошуны Ойнарский, Сальчжакский и Точжинский.Проектируемый текст надписей на печатях будет мною сообщен Вашему Высокопревосходительству дополнительно, по получении такового от Кол[лежского] Асс[есора] Церерина.Желательно также сохранить награждение урянхайских правителей и чиновников монгольскими титулами и чинами с правом ношения на шапках шариков соответствующих цветов, чему они придают большое значение и пожалованием которых старалось привлечь их к себе Монгольское Правительство.Примите уверение в отличном моем уважении и совершенной преданности.

Ваш покрный слуга: (подпись).

АВПРИ. Ф. Китайский стол. Оп. 491. Д. 3113. ЛЛ. 276-278.Подлинник.

Поделиться в сети
ВК FB