Дата: 2018-02-12 21:00:00 | Номер новости: 29959 | Постоянная ссылка | Источник: Администрация Каа-Хемского кожууна | Автор - | Ссылка на источник

ТРИ ОСНОВНЫХ РИТУАЛА ШАГАА

Первый ритуал Шагаа – Будуу айы (месяц перед Шагаа)

Суть Будуу айы (тув. бүдүү — канун). Месяц, который отводится для подготовки к Шагаа, называется Будуу айы – Месяц перед Шагаа. В этот месяц все собираются дома, все должны находиться среди семьи, родных и близких. Взрослые после работы, младшие, освободившись от учебы и других занятий,  принимают участие в подготовке к Шагаа. Старшие в семье объясняют младшим обычаи и ритуалы, которые следует соблюдать во время проведения праздника. Необходимо провести очищение и освящение своей души, своего дома, разобрать запасы продуктов, приготовленных для Шагаа, починить старую и пошить новую одежду.

Тувинцы верили, что душа есть; что душа и мысли человека должны быть чистыми: «Плохие мысли не дают покоя, счастья, плохие намерения кончаются плохо». Про хорошего человека говорят: «у него «белая» светлая душа», и только таких людей уважают и ценят. Для очищения души обращались к шаманам или к ламам, чтобы они провели специальный обряд.

За месяц до Шагаа необходимо было почистить скотный двор, сделать генеральную уборку в жилище, почистить (потрясти на снегу) и привести в порядок одежду. Затем проверяют и разбирают запасы продуктов для проведения Шагаа — то, что было заготовлено, заморожено с осени и хранилось в специальных ямах и ледниках. Все сообща, семьи братьев и сестер, дядья и тети, лепят пельмени, бууза (манты), хуужуур (пирожки), готовят лапшу; все это замораживают и хранят до праздничных дней. Готовят много еды для угощения во время праздника Шагаа: чем её больше, тем благодатнее будет наступающий новый год, чем больше народу принимает участие в подготовке праздника, тем сплочённее, дружнее будут люди.

Накануне перед Шагаа «разбивают ууже» — вынимают и разбирают запасы — это хырбача (замороженные в брюшине мясо, субпродукты), чокпек (лакомство, приготовленное из пахты с добавлением молотой черемухи или гречишки), топленое масло и др. Для ночного бдения в Новый год заготавливают промасленные крученые нити-фитили для лампадок, припасают артыш (можжевельник) для воскурений.

Ак чем (белая пища). К белой пище относится все, что готовится из молока: молоко, сливки, масло, ореме (пенка с кипяченого молока), курут, ааржы (сушеный творог), эжегей (кислый творог), чокпек (лакомство из пахты), быштак (сыр), особенно почитается чай с молоком. К белой пище также добавляют тараа (вареное, а затем зажаренное, обдиранное просо), далган (мучнистая масса из жареного ячменя или пшеницы), боорзак (печенье в виде жареных в масле кусочков теста), грудинка баранья. Белая пища обычно используется для освящения (окропления) сторон света, кормления духов Земли, для окропления сан – жертвенного костра с можжевельником для очистительного окуривания. Белая пища предназначается для ритуалов освящения духов и сил природы с пожеланием благополучия всему живому на Земле.

Улдун-боова (лепешка, равная следу или подошве) – это одно из символических угощений древних кочевников Центральной Азии, её пекли во время праздников или похорон. Такие лепешки теперь пекут чаще у тувинцев Монголии и Китая, в Туве стали забывать о ритуальном значении этого изделия из теста, которое символизирует след человека на Земле; след может быть счастливым или несчастливым. Угощая лепешкой улдун-боова, выражают пожелание, чтобы он делил со всеми радость и горе, счастье и удачу.

Обычно во время праздника Шагаа  друг на друга складывают  нечетное количество лепешек, на сложенные пласты накладывают ореме (пенку), сыр или что-то сладкое. Для молодых супругов кладут пять слоев лепёшек, а для детей — три слоя. Лепешки обычно лежат до 8-го числа нового месяца и только потом их раздают гостям.

Хой ужазы — курдюк. Этому блюду придается особое значение, обычно оно предназначается самым уважаемым гостям. Вареный курдюк кладется в нарядное корытце или блюдо и обкладывается по краям лепешками улдун-боова, поверх этого кладется обдирная голень и два спаренных ребра. Гость отрезает тонкие куски сала от курдюка и ест их с удовольствием, он может предложить кусочки сала соседу и другим гостям. Cало, жирное мясо — показатель достатка и сытой жизни. Угощение этим блюдом — пожелание процветания,  подразумевающее уважительное отношение к гостю, к его заслугам, чтобы он и дальше жил «чаг иштиде буурек дег» (как почка в сале), т.е. богато и без печалей.

Будуу хуну – канун – последний день старого года.  В этот день перед Шагаа принято прощаться со старым годом. Заранее оповещают и приглашают гостей, все собираются и пируют. Вспоминают, что хорошего дал старый год, произносят друг другу благодарственные речи, тех, кто был в ссоре,  мирят, обмениваются подарками.

Накануне праздника все моются в бане, обливаются чистой водой, при этом надо представлять, что вместе с водой смывается все плохое не только с тела, но и с души. В этот день никакой грязной работы лучше не делать, никаких грязных мыслей не допускать, остается только проверить, все ли готово к встрече Шагаа.

Ночь накануне Шагаа очень темная, так как луна не появляется, темень такая, что «аът кулаа козулбес» («ушей лошади не видно»). Вечером проводится обряд «чук ундурер» (выявление благоприятной стороны света), узнав заранее, в какой стороне света ждет удача,   в ту сторону нужно пройти какое-то расстояние или сделать несколько шагов – оставить следы. Вернувшихся с этого обряда встречают «белой пищей» (молоком, чаем с молоком и др.)

Другой обряд   «ог карактадыр» – защита дома и семьи от сглаза и от других напастей. Для этого обряда читают заклинание и подвешивают над дверью веточку караганы, красной таволги или можжевельника.

Будуу айы (месяц перед Шагаа) – очень хлопотный и ответственный период, он требует от человека сосредоточенности и усердия в подготовке всех обрядов и ритуалов Шагаа.

Центральная районная библиотека

Поделиться в сети
ВК FB