Дата: 2018-05-03 03:21:00 | Номер новости: 35878 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

Почему гнев считается грехом и имеем ли мы право гневаться?

С одной стороны, гнев кажется единственной правильной реакцией на обиду, оскорбление, на причинение какого-либо ущерба. К тому же многие психологи советуют не копить эмоции в себе. Но в христианстве гнев входит в перечень смертных грехов. Как же быть? В этом нам поможет разобраться Алексей Паркачев, клирик кызыльского Воскресенского кафедрального собора.

Из-за чего люди гневаются?

Начнем с самого простого, но, может быть, провокационного вопроса: «Бывают ведь ситуации, когда нас обижают? Разозлиться – это ведь нормально?»

А. П.: «Каждый человек переживает душевную боль, когда кто-то на него кричит и срывает злость, особенно бывает обидно, когда не можешь ответить, например, когда голос повышает начальник, ведь ответные действия могут закончиться увольнением с работы. Нас разрывает на части, гложет обида, когда сталкиваемся с несправедливостью по отношению к себе, и первое желание, которое возникает в этой ситуации, отомстить, сделать зло обидчику. При этом часто не замечаем или не хотим признавать, что сами бываем раздражительными, конфликтными или даже агрессивными.

Гнев стал настолько обыденным явлением, что многие современные психологи говорят не о вреде гнева, а наоборот, о его пользе, якобы гнев позволяет человеку почувствовать уверенность, улучшает психологическое состояние и т.п. Православные богословы и аскеты всегда были другого мнения, гнев – это разрушительная сила, которая уничтожает любовь, дружбу, симпатию, уважение. Нередко в порывах неконтролируемого гнева человек совершает поступки, о которых приходится жалеть всю оставшуюся жизнь. Если бы люди умели управлять своими чувствами, то не было бы семейных ссор и разводов, не было бы и бытовых убийств, которыми «славится» Тува».

Вопрос: «Что заставляет людей гневаться? Только ли обида причина гнева?»

А.П.: «Первой причиной гнева является высокое самомнение. Человек может прогневаться на своего ближнего только тогда, когда считает себя лучше его. Кроткий, негордый человек не будет унижать криками и бранными словами достоинство других людей. Тяжелее всего справляться с гневом властолюбивым людям, которые хотят, чтобы всё соответствовало их желаниям, когда они встречают протест, то посредством гнева демонстрируют своё мнимое превосходство.

Ещё одной причиной возмущенного состояния души может стать зависть. Завидуют обычно тем, кто богаче, успешнее, у кого больше возможностей. Если человек не умеет довольствоваться своим положением, то часто из его уст можно услышать ругательные слова о тех, кто достиг большего, чем он.

Подтолкнуть к гневному поведению может обида и злопамятство. Обидчивый человек всегда ищет возможность свести счеты со своим обидчиком, как-то ему отомстить, а когда приходит осознание, что отомстить не получится, тогда весь внутренний гнев может выплеснуться на совсем невинных людей. Такую ситуацию можно очень часто наблюдать при семейных разводах, муж ушёл к другой женщине, бывшая жена тоскует и думает, как их обоих наказать, в итоге не хватает решимости предпринять конкретных действий, а внутренний гнев не исчезает, причиняет душевную боль, в такой ситуации надо просто забыть об обиде, но обычно женщина срывается, и под горячую руку попадают дети».

Есть ли противо­речие в Библии?

Вопрос: «Вот что непонятно: убежденный православный человек понимает, что надо жить по тем законам и правилам, которые определены в Библии. Но в Писании есть и «око за око», и «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Как кажется, они противоречат друг другу. Если первое выражение из Ветхого Завета, а второе – из Нового, значит ли это, что первое уже «аннулировано»? Тогда зачем его оставили в Писании? А если оставили, ведь это значит, что мы вполне можем гневаться и отвечать обидчикам соответственно».

А. П.: «В нашем обществе существует стереотипное, но ошибочное мнение, что надо отвечать своим обидчикам, всем, кто несправедливо с нами обошелся. Отсутствие гнева воспринимается, как неумение за себя постоять, проявление слабости. При этом люди любят цитировать библейское выражение «око за око, зуб за зуб». Есть и другое библейское высказывание: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Да, на первый взгляд, выражения противоречат друг другу, но в действительности, оба высказывания призывают к сдерживанию гневных чувств и проявлению милосердия.

Предписание Ветхого Завета «око за око, зуб за зуб» становится понятным, когда в учет берется обстоятельство времени. Евреи более 200 лет прожили в египетском рабстве, к ним относились, как к вещам. Земля обетованная, в которой они проживали после исхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне, была окружена языческими народами, у которых были жестокие кровавые обычаи, безусловно, что насилие, которое наблюдали евреи вокруг, накладывало отпечаток на их сознание. Господь разрешил тогда наказывать преступников соразмерно их преступлению, но вместе с тем Он определил границы наказания, границы гнева и ненависти.

Господь провел черту, за которой заканчивалась справедливость и исчезала возможность проявления любви. Если представить, что кто-то выбил нам зуб, то, наверное, первое желание будет выбить обидчику всю челюсть. И если бы не было ограничивающих законов, то, наверное, многие бы так делали. Слова Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую», - призывают человека к совершенной любви, к полному отречению от ненависти к людям.

Христианин должен подражать Иисусу Христу, в действиях Которого всегда было невозмутимое спокойствие, Он с милосердием относился к грешникам, даже о Своих убийцах Он молил Бога-Отца: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Нельзя отождествлять человека с его грехом, у святых отцов есть замечательная цитата: «ненавидь грех, но люби грешника». Конечно, реализовать эти слова на практике очень сложно, ведь грех не существует в отрыве от человека, не бывает воровства без вора. Христос относился к грешникам, как к больным людям, и тех грешников, которые обращались к Нему с покаянием. Он не ругал и не осуждал, но давал им исцеление, прощал грехи».

Когда все намного сложнее…

Вопрос: «Но все мы люди. И нам трудно поднятья до Его уровня. А точнее – невозможно. Кстати, людьми были и Чикатило, и боевики, убивавшие детей в Беслане… И что же? Мы не должны испытывать никакого гнева?»

А П.: «Конечно, бывают ситуации, когда крайне сложно сдержать гневный порыв, как можно с любовью отнестись к маньякам или террористам? Какое может быть к ним снисхождение? Сын Божий пришел в этот мир не для праведников, а для грешников, в том числе для маньяков и террористов.

Их деяния – это, безусловно, крайняя степень греха, и такие люди должны нести наказание. Но иногда просто шокирует то, какие варианты наказания предлагают люди, создаётся впечатление, что живу в стране потенциальных изощрённых убийц. Однажды я смотрел документальный фильм о тюрьме для приговоренных к пожизненному заключению, в среднем на каждого заключенного в этой тюрьме приходится восемь загубленных жизней. Заключенные живут в очень хороших условиях, но они испытывают очень сильные страдания именно от того, что к ним относятся по-человечески.

Бог любит всех людей и хочет, чтобы все спаслись, достигли истины, каждый должен получить шанс для покаяния. Невозможно зло исправить злом, преступника исправляет не гнев пострадавших, не гнев суда и тюремного надзирателя, а ощущение любви и добра».

Гнев Божий

Вопрос: «Отец Алексей, а ведь Сам Бог гневался. И этому есть в Библии много примеров. Не Он ли дал нам пример? «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36). «Так как Сам Бог гневался на нас, а мы в такой степени отвращались от человеколюбивого Владыки, то Господь наш Христос, явившись Посредником, совершил примирение» (Эфес. 2). «Господи! Не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня» (Пс.6:2). Если Сам Бог гневался, то людям это тем более простительно, и не может считаться грехом. Не так ли?»

А. П.: «Слово «гнев» встречается в Писании очень часто и, как правило, речь идет о гневе Божьем. В данном случае используется антропоморфизм, то есть приписывание Богу человеческих свойств. Библия - это не только Божественное Откровение, но и литературное произведение, поэтому в Библии можно встретить много образов. Если весь текст Писания понимать буквально, то надо будет признать, что у Бога есть руки, ноги, глаза, уши и другие части человеческого тела. В приведенных цитатах слово «гнев» следует понимать в смысле «наказание».

Вопрос: «А разве наказание не является следствием гнева? Разгневался и наказал».

А. П.: «А когда судья выносит приговор, разве это следствие гнева? Разве судья страдает от деяний преступника? Нет. И он не гневается, он судит по существующим законам».

Вопрос: «Ну и в завершение, можно ли коротко определить, в чем именно суть греха гнева? Да, гневаться – это нехорошо. Не умываться, например, это тоже нехорошо. Но почему именно гнев – это смертных грех?»

А.П.: «Думаю, что не умываться – это тоже нехорошо, так как в итоге можно навредить своему здоровью и испортить жизнь окружающим, но все-таки грех гнева тяжелее. Гнев мы называем грехом по той причине, что гневливый человек унижает достоинство своего ближнего. Он не испытывает к нему любви, а если нет любви к ближнему, то и нет любви к Богу».

Материал подготовила И. Качан

Поделиться в сети
ВК FB