Дата: 2018-05-11 12:41:00 | Номер новости: 36297 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

Почему печаль – смертный грех

В перечне смертных грехов есть еще и печаль. Все мы порой о чем-то печалимся. Это чувство кажется вполне естественным, обыденным. Да и Шота Руставели писал: «Только тот узнает счастье, кто печаль перенесет». Так что может быть плохого и опасного в печали? В этом нам поможет разобраться Алексей Паркачев, клирик кызыльского Воскресенского кафедрального собора.

Обычная реакция…

Вопрос: Для начала давайте разберемся, что такое печаль, и тождественна ли она унынию. На первый взгляд, кажется, что это одно и то же.

А. П.: Наверное, очень трудно встретить человека, который никогда не испытывал чувство печали, ведь вокруг нас очень много поводов для стрессов, переживаний, тревоги. На первый взгляд, в печали нет ничего страшного, это обыденное чувство: плач, тоска – обычная реакция на какое-нибудь горестное известие, однако в православии печаль называется грехом.

Иногда печаль называют унынием, но между ними существует различие. Печаль всегда вызывается каким-то внешним событием в отличие от уныния, у которого причины внутренние, оно в большей мере связано с ленью, духовным и телесным расслаблением. Печаль – это болезненное состояние души, зависимость от эмоций. Вполне нормально выражать эмоции в тяжелых ситуациях, даже Иисус Христос прослезился, когда пришёл ко гробу Своего друга Лазаря, но когда эмоции становятся неконтролируемыми, берут над человеком верх, вот тогда человек впадает в грех.

Печаль – это яд для души

Вопрос: Так почему все-таки печаль – это смертный грех? Состояние депрессии – опасность для психики, но мы ведь сейчас говорим не о медицинских проблемах.

А. П.: Человек создан для счастья и блаженства, и Бог предоставляет человеку огромные возможности для радостной жизни. Когда человек погружен в печаль, то он начинает думать, что всё плохо, нет ничего хорошего, происходит самобичевание: «Я самый несчастный. Я неудачник, от меня одни беды». Такое восприятие реальности неугодно Богу.

В мире много бед и страданий, но глупо думать, что в жизни нет поводов для радости. Часто люди просто не хотят поверить, что всё хорошо. Эгоизм, который присущ очень многим людям, постоянно заставляет сравнивать себя с другими, в итоге возникает чувство недовольства от того, что у кого-то доходы больше, кто-то выглядит стройнее, кто-то умнее и находчивее, создаётся впечатление, что у всех всё хорошо, а у меня плохо.

Если человек не благодарит Бога за всё, что он имеет, а только ропщет и жалеет себя, то тем самым он отравляет свою душу. Печаль – это яд для души, и если вовремя не применить противоядие, то не только душу, но и тело можно погубить. Ни для кого не секрет, что излишнее переживание по поводу какого-либо события может привести к тяжелым последствиям для организма. А в том случае, когда печаль переходит в депрессию, то может случиться самоубийство.

Литературная печаль

Вопрос: Еще в школе учили и вроде бы надежно затвердили стихи Пушкина «На холмах Грузии». Там есть такие строки: «Мне грустно и легко; печаль моя светла; печаль моя полна тобою, тобой, одной тобой...». Когда учили – тогда о грехе и не думали. Неужели это «грустное и легкое» чувство так опасно?

А. П.: Опасность печали кроется еще в том, что, как всякий грех, с одной стороны, причиняет страдание, а с другой – доставляет удовольствие, как говорится, запретный плод сладок. Печаль может создавать некое лирическое настроение, которое передают поэты в стихах, такое «легкое», «безобидное», от которого не хочется избавляться. Печаль действует как алкоголь, она пьянит и может вызывать зависимость. Малая доза печали бывает приятной, но со временем можно угодить в депрессивное болото, из которого не захочется выбираться, но процесс саморазрушения уже будет запущен.

Вопрос: А вот еще есть литературный образ на все времена: Дон Кихот – Рыцарь печального образа. Да, мировоззрение рыцаря из Ламанчи было весьма своеобразное. Но ведь и великим грешником его не назовешь? Да и вся рыцарская литература - печаль в разлуке с прекрасной дамой.

А. П.: Дон Кихот все-таки просто литературный персонаж. Художественной литературе свойственно изображение страстей, это привлекает читателя.

Добрые дела – средство для борьбы с печалью

Вопрос: Временами все мы бываем опечаленными чем-то. Но если это смертный грех, то надо же с этим как-то бороться. Как можно избавиться от такого греха?

А П.: В нашем мире представить абсолютно беспечальную жизнь невозможно, она будет только в Царстве Небесном, а сейчас, пока есть боль, страдания, смерть, то печаль будет существовать. Нормальное состояние души, когда печаль пришла и вскоре ушла, плохо, когда печаль овладевает человеком, превращает его в пленника собственных эмоций.

Избавиться от этого греховного недуга достаточно легко, надо просто поменять взгляд на жизнь. Печали подвержены люди, которым не к чему стремиться, как показывает статистика, чаще всего депрессией страдают жители богатых развитых стран, где высокий уровень жизни, и люди не знают, чего им хочется, они теряют вкус жизни, она становится им не интересной.

Православный христианин всегда имеет перед собой конкретную цель, обрести Царство Божье, а для этого надо за всё благодарить Бога. Радость и счастье нам приносит только то, что мы ценим, надо ценить любую мелочь, стараться во всём видеть хорошее и прекрасное. Преподобный Иоанн Лествичник в качестве средства для борьбы с печалью упоминал совершение добрых дел, что всегда доставляет радость. Если мы творим добрые дела, то отвлекаемся от печальных мыслей. Когда посещает нас скорбное событие, то не надо замыкаться в себе, а лучше поделиться своей любовью, подарить добро ближним.

Когда печаль не грех, а благо

Вопрос: Еще один почти литературный вопрос. Том Сойер, помнится, старательно заучивал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». И вообще, печаль, кажется, бывает порой весьма уместной: предположим, человек согрешил, взглянул, например, на жену своего ближнего и нашел ее желанной, то есть согрешил в душе. Разве он не должен печалиться об этом? Конечно, если он христианин, то пойдет и покается, но сначала все-таки будет опечален тем, что совершил грех. Или нет? Если это нормально, то как быть с печалью? Сначала опечалился (не важно, по какому поводу), потом будет печалиться о том, что опечалился?

А. П.: Печаль бывает уместной, если это богоугодная печаль, то есть печаль о своих грехах. Такая печаль всегда заканчивается радостью, поэтому Иисус Христос сказал: «Блаженны плачущие, ибо те утешаться». Эта печаль способствует исправлению кающегося грешника, перемене мыслей и желаний, она побуждает к совершению добродетелей. Невозможно получить прощение греха, не имея сожаления о содеянном, не принеся Богу слезы покаяния.

Материал подготовила И. Качан

Поделиться в сети
ВК FB