Дата: 2018-05-12 13:25:00 | Номер новости: 36330 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

Лев на Цветной речке

При всей поэтичности названия материала оно в действительности описывает реальное событие. Причем дословно. Просто эти слова мы редко произносим на русском языке. А событие вот какое: Арзылан (Лев – титул борца) Ай-Демир Монгуш побывал в гостях у школьников Сесерлига (тувинское - чекек, монгольское – цэцэг, от которого и произошло название речки Сесерлиг, по-русски – цветок).

Соотношение официального и реального

Наверное, такое может быть только в Туве, хотя не исключено, что в других регионах тоже бывает: сказанное официальными словами не передает и не может передать смысл реального события. В своих отчетах координаторы Общероссийского народного фронта в РТ напишут, что в рамках Всероссийского проекта ОНФ «Равные возможности – детям» образовательный волонтер – спортсмен Айдамир Монгуш провел мастер-класс для учеников сесерлигской средней школы.

Это будет, конечно, правда, но только часть правды.

Начнем прямо с имени Арзылана. Да, по паспорту он Айдамир. Непонятно, как такое могло случиться в наши дни, когда в документах давно уже научились писать правильное имя. «Ай-Демир» - «лунное железо». Родители хотели сказать, что их малыш будет крепким и сильным, как железо. Лунное железо. Но в дело вмешалась тетушка. Реальная настоящая тетя ребенка, которая сочла, что имя должно быть необычным. А ходила оформлять документы именно она. И вместо красивого «Ай-Демир» в свидетельстве о рождении появилось необычное - «Айдамир».

Сам Арзылан моге, понимая, как правильно официально, предпочитает произношение Ай-Демир.

А теперь – о мастер-классе. Такой мастер-класс был бы ценным подарком для любого туриста, приехавшего за экзотикой. Ай-Демир Монгуш подробно и в примерах рассказал детям об истории борьбы хуреш, о деталях национального борцовского костюма. Обратил внимание на некоторые моменты символики. Показал ребятам основные приемы хуреша. И рассказал, как побеждать. То есть, используя какие приемы, он в 2015 году стал победителем главного республиканского турнира.

Но туристов в Сесерлиге не было, а ребята завороженно слушали, почему на шапке борца есть ленты и что означают золотые полоски на них, кто придумал эмблемы и что они означают. Кстати, начет полосок – на одной ленте количество полосок - победы на хуреше во время Наадыма, на другой – победы на других республиканских турнирах. То есть по шапке борца можно определить не только его статус (Начын моге, Арзылан моге, Чаан моге, Кучутен моге), но и количество одержанных им побед. Впрочем, Кучутен в Туве один – знаменитого борца Аяса Монгуша у нас узнают и без шапки.

За Туву обидно

А вот что было действительно печально, о чем туристам, может, и не надо говорить, но и борцовский костюм, и тон (национальный халат), и роскошные сапоги - все было сделано в Монголии. Там производство национальной спортивной одежды поставлено на широкую ногу.

Сапоги борца, например, это не просто обувь. Они должны быть удобными, не скользить, на них должно быть уплотнение по бокам – в районе щиколоток и выше, чтобы избежать травм, они должны быть красивыми. Как ни странно, но это тоже важно. У богатырей – героев былин, были нарядные сафьяновые сапоги, или, как уточняли сказители, – красные сапоги. То есть не все так просто.

В Туве, как говорит Ай-Демир, только в одном месте делают хорошие сапоги для борьбы, и то – черные. Халат у него был тоже монгольский, а вот это уже бросается в глаза, потому что у монгольских дээлов застежка устроена иначе, чем у тувинских тонов.

Но об этом мы туристам не скажем. А после познавательного мероприятия для школьников, наступил познавательный момент для Арзылана, да и для всех, кто с ним приехал, – нас пригласили в школьный музей имени Нади Рушевой.

Германовка и ее обитатели

Во многих школах есть очень интересные музеи, но редко в каких есть столько потрясающих экспонатов.

Село изначально называлось Германовка и отсюда родом многие известные люди, в частности балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, знаменитый художник Иван Салчак и другие.

Картины Нади Рушевой, личные вещи ее родителей – это еще можно найти и в других местах. А здесь есть поистине уникальные экспонаты: часы, которые родители хотели подарить Наде на день рождения, но не успели… или цветные карандаши, которые были призом на одном из творческих конкурсов, но которыми юная художница так и не успела воспользоваться…

Сейчас Ай-Демир Монгуш работает тренером по борьбе хуреш в Республиканской школе по национальным видам спорта. В школьном музее экспонатов, связанных с борьбой и со спортом в целом, нет. Но экскурсия была интересна всем, независимо от профессии.

Каменные ворота

В окрестностях Сесерлига много мест, которые стоит посмотреть. Тут и Уш Кожээ – памятник скифского времени, и гора Чоолен с отвесными скалами, откуда, может быть, принесены камни Уш Кожээ, тут и гора Бай-Даг, у подножия которой покоятся предки Кезек Салчаков, тут и гора Майы шашкан (в переводе – «вкопан здесь»). По преданию, во время больших сходов для решения государственных дел здесь укрепляли древние символы власти.

Но вот совсем рядом с селом любопытное природное образование – Каменные Ворота. Длинная скальная гряда, похожая на стену, расходится в одном месте, открывая чудесный вид на родник. В недавнем прошлом – просто родник, у которого устраивали пикники. Сейчас – сакральное место с большим количеством ленточек-чалама.

А в скалах рядом с «воротами» есть узкая расщелина, через которую как через трещину в Уттуг-Хая можно пролезть. Ну, это традиционное действо – пролезаешь, загадываешь желание, оставляешь подарки духам местности…

Не знаю, какое желание загадывал Ай-Демир Монгуш. Может быть, думал о победе на Наадыме этом году? Или желал здоровья своим сыновьям? Один из них точно будет участвовать на хуреше в День защиты детей.

В их семье есть определенные традиции, как говорит Ай-Демир: «Я не мог не стать борцом, потому что в моей семье два борца – мой отец и дядя. Помню, они часто в финале оставались вдвоём и боролись за звание чемпиона». Аяс Монгуш – Кучутен моге – его дядя. Владимир Монгуш – Арзылан моге – его отец. Владимир Семис-оолович был тренером и своего брата и своего сына.

Всегда было любопытно: вот не на официальных соревнованиях, а просто так, Ай-Демир боролся ли с отцом и дядей? Кто сильнее в семье? Ай-Демир говорит, что, конечно, боролись и что отца он уже может победить, но дядя пока сильнее.

Поездка с Арзыланом моге оказалась очень интересной: дежурное мероприятие ОНФ – «мобильный тренер» – стало настоящим погружением в несколько эпох Тувы разом.

И. Качан

Поделиться в сети
ВК FB