Дата: 2018-06-13 12:15:30 | Номер новости: 38684 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

Война беспорядку объявлена

Пассажироперевозки – одно из самых больных мест Тувы и особенно ее столицы. Большая часть населения пользуется практически достаточно опасным видом транспорта – маршрутками. «Гонки на выживание», аварии, нелегальные перевозки уже стали притчей во языцех. Но ничего с этим до недавнего времени нельзя было поделать. Да, не было автобусов, не было грамотной логистики. И вот сейчас происходит переломный момент. Объявлена война. Не частникам (работы хватит всем) – беспорядку на дорогах.

Маршрутки – спасатели

Те самые маршрутки, которые все ругают, в свое время были спасательным кругом для пассажироперевозок, для всех людей, которым надо как-то добираться из дома до работы или до школы. Автобусов не было, попытки как-то наладить автобусное сообщение проваливались одна за другой.

Ну, действительно, если автобусов нет, должен же кто-то перевозить пассажиров. Это летом еще можно ходить пешком (если не очень далеко), но большая часть года слишком холодная, особенно не погуляешь.

Маршрутки действительно были спасением. Но, как всегда, было одно большое «НО». Частники – не государство. Они не выполняют какую-то особую функцию, они заботятся о собственном кармане. И это, конечно, правильно. Вот только жители города оказывались в совсем не правильных ситуациях. Если маршрут частнику не выгоден, он его брать не будет. Вечером мало пассажиров? Тоже не будет ездить. В праздничные дни работать подольше? Не выгодно. Теоретически, с ними могли расторгнуть контракт. А кто тогда работать будет? А работать тогда будут нелегалы, что вообще как-то нехорошо. Не говоря уже о том, что и техническое состояние машин не всегда удовлетворительно, и права у водителя, может, есть, а может, и нет…

Нельзя сказать, чтобы все мирились с этим положением. Выходы искали, но не слишком уж и эффективно. Некоторые предложения были уж совсем странные – тех, кто нарушает условия договора, с маршрутов снять, а пассажиры пусть потерпят как-нибудь. Интересное предложение, но «терпеть» на морозе никому не хочется. Да, честно говоря, и летом не особенно хочется.

Но, чтобы вести полноценную «войну» с беспорядками, надо разработать стратегию и тактику, ну и про материальную часть не забываем – вооружение, снаряжение и прочее снабжение.

Единым фронтом

Много внимания уделяли этим вопросам активисты Общероссийского народного фронта. Мэрия и городской Хурал были с ними абсолютно солидарны. Здесь никто никого не критиковал, все старались найти выход из положения. Все вместе проводили разные мероприятия, чтобы наиболее оптимально подготовить все к грядущим переменам. Конечно, главную роль играло Правительство Тувы, потому что основное финансирование будущей «военной кампании» оно взяло на себя.

Причем, идеи брали не с потолка. Провели огромное количество публичных слушаний по разным вопросам. Жители Кызыла выбирали места для остановок и сами остановочные павильоны. Вносили предложения по оптимизации маршрутов. Все это власти города учитывали, но… Опять вылезает то самое «но». Посчитали жителей, маршруты. Выяснили, что численность автобусов с количеством посадочных мест более восьми должна составлять не менее 570 единиц. То есть, в полтора раза больше, чем есть в наличии. Нужны автобусы. Логистика и составление программ хороши и полезны, но только тогда, когда будут машины, чьи рейсы можно рассчитывать и учитывать.

В феврале этого года первые 20 автобусов «ПАЗ» закупили на принципах долевого участия с мэрией Кызыла. Их должны были распределить на наиболее загруженных маршрутах – это позволило бы значительно улучшить ситуацию во внутригородских перевозках. Но этого пока не случилось.

В Туве нет шоферов?

Потому что автобусы, как все понимают, сами бегать по улицам не будут. Нужны водители. И тут оказалось, что решительно невозможно найти нужное количество водителей автобусов. Говорят, мол, шоферов много, но их водительские права позволяют им ездить только на легковых машинах. А для автобусов нужна другая категория.

Да, в это трудно поверить. А и не надо верить. Шоферы есть, только они не идут работать. Почему? Все очень просто. В штате МУП «Кызылгортранс» есть начальники и бухгалтеры, слесари и технички. А шоферов нет.

Предполагалось, что водители будут брать в аренду эти автобусы, ездить на них, зарабатывать, отдавать деньги за аренду и сами начнут богатеть. Автобусы-то взяты в лизинг, средства за них отдавать надо. По сути, лизинг - это долгосрочная аренда имущества с последующим правом выкупа. А если не выплачивать средства по лизингу, то и о выкупе можно не думать, да и с автобусами придется расстаться.

Почему же водители не спешат воспользоваться возможностью получить работу и разбогатеть? А по той же причине, что и частники, владельцы маршруток не работают по вечерам – невыгодно. Да, сколько-то денег водитель получит от пассажиров. Но если из этой суммы вычесть стоимость бензина (который, кстати, дорожает на глазах), потом вычесть средства за аренду, то денег останется так мало, что кондуктору придется платить из собственного кармана. Платить деньги из своего кармана за возможность поездить на новеньком «ПАЗике» никто не хочет. Вот так и получилось, что водителей нет.

Почему нельзя взять шоферов в штат и платить им зарплату? Есть некоторые подозрения, что сейчас этот вопрос будут решать. Может быть, возьмут в штат. А может быть, их рентабельность повысят другим способом – если нелегальные перевозчики работать не будут, то легальные, разумеется, будут получать больше прибыли.

Глава Тувы Шолбан Кара-оол в своем блоге высказался достаточно прямо: «Думаю, что наши предприниматели поняли главный посыл: власть, так или иначе, добьется того, чтобы частный извоз начал выходить из тени, начал легализовываться и переходить к цивилизованным формам работы». И дальше продолжает: «Что-то мы уже начали, я говорю о возрождении Кызылгортранса, о строительстве и организации автовокзала, об обеспечении пассажирского транспорта средствами мониторинга и т.д.»

Программы для мэрии и для пассажиров

Автовокзал собираются строить в ближайшем будущем, новые автобусы уже есть, а будет их еще больше. Со строительством павильонов для остановок вопрос уже решен, и финансирование будет. Сейчас идет разработка новых автобусных маршрутов. Они пока не все готовы, но интересные наработки есть. Резко не будет ничего меняться: где надо – продлят, добавят те улицы, по которым сейчас автобусы не ездят, некоторые участки изменят, чтобы было удобнее пассажирам. Мы еще будем писать о них.

А вот что с мониторингом? Как отслеживать работу на маршрутах, как пассажиры узнают, что их автобус уже подходит или, наоборот, задерживается?

Над программами работали разные люди, и цели у них были, в общем-то, тоже разные.

Али Кужугет делал свою программу именно для пассажиров. Она удобна тем, что отслеживать свой автобус можно будет через смартфон. Он уже «забил» в программу несколько маршрутов (сведения о которых дала мэрия) и получил вполне реальный результат. Обладатель «умного» телефона сможет подписаться на программу бесплатно.

По другому пути (и с другими задачами) пошла компания ООО «М2М-Восток». М2М-Восток - это филиал компании М2М-Телематика Сибирь в Кызыле. Они создавали программу для мэрии. То есть, тут больше функций, можно выяснять, кто, где и когда сошел с маршрута, задержался, идет ли работа по графику. Сразу можно все это увидеть на карте, связаться с водителем и выяснить, в чем дело. Программа пока не готова. То есть, она готова, но в ней только 9 маршрутов и 206 остановок. Остальные еще предстоит «забить» в нее.

Активисты ОНФ, конечно, посмотрели и ее. Программа, конечно, интересная, но, вероятно, что-то со сведениями, «забитыми» в нее, пошло как-то не так. Большинство автобусов идут не с опозданиями, а, напротив, с большим опережением. Некоторые опережают время своего маршрута на 40 минут, другие - на два часа…

Если предположить, что транспорт все-таки должен ходить по расписанию, то, выйдя из дома в нужное время, мы обнаружим, что наш автобус ушел сорок минут назад. Как-то странно это. Впрочем, программа пока работала в тестовом режиме, наверное, это все потом как-то упорядочится.

Обе программы будут готовы к осени.

Ну а в целом, тактика и стратегия «войны» уже разработана. Чем все кончится, мы узнаем на личном опыте. При удачном раскладе, автобусов будет много, подолгу стоять на остановках нам не придется, а если и придется, то мы будем точно знать, когда придет автобус, стоит ли его ждать, или пока можно спокойно посидеть дома и попить кофе.

И. Качан

 

Поделиться в сети
ВК FB