Дата: 2018-06-28 04:08:45 | Номер новости: 39537 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Тувинская правда" | Автор -admin | Ссылка на источник

Песня ветра в ущелье

Мы поговорим о человеке, который живет всю жизнь в селе, где родился и вырос, обзавелся семьей, вырастил пятерых детей. Наш герой — заслуженный артист РТ, лауреат Государственной премии РТ — Андрей Опей. Если рассмотреть записи в его трудовой книжке, то особо ничем не отличаются от записей многих простых рабочих, которые живут во всех уголках нашей республики.

Андрей Хертекович родился 22 декабря 1957 г. в с. Тээли Бай-Тайгинского района в семье потомственных чабанов Кара-Холя. Отец, Хертек Мышпакаевич (1911 г. р.), родом из хертек-касканов алтайского происхождения. В историческом прошлом родоплеменные группы иргит-каскан, хертек-каскан, делег, саал, майман, проживающие на территории Горного Алтая, имели тесные связи и родственные отношения с племенами тувинцев Бай-Тайги и Монгун-Тайги. Семья Опея до сих пор общается с родственниками, которые живут в Горно-Алтайске. Не удивительно, что Андрей Хертекович свободно говорит по-алтайски, по-казахски. Следует отметить, что его прабабушка со стороны отца Сарыг-Хоо — казахского происхождения.

Мать Лаа Чаш-ооловна Кужугет родом из семьи кара-хольских знатоков устного народного творчества. Ее дяди — народные мастера-изготовители музыкальных инструментов Чанзан, Херелчап, а также знаменитый в Туве Кужугет Ленчаевич Балган (отец матери Андрея — родной брат отца Балгана). Андрей с раннего возраста запомнил рассказы, песни, сказки взрослых. Подражая характерам и повадкам знакомых, любил рассмешить публику. Старшие братья владели горловым пением, подсказывали и показывали его приемы. Простые мотивы он ловил на лету, а сложные Андрей умел откладывать для пополнения своего багажа. Богатая и разнообразная кладовая будущего хоомейжи-преподавателя формировалась постепенно и надежно.

Детство Андрея прошло в атмосфере патриотизма, в идеологии строительства советского общества светлого будущего — коммунизма. Способному и талантливому парню удалось проявить себя на школьной новогодней елке. Дед Мороз, хорошо знающий дарование мальчика, попросил спеть хоомей. Незаметный ребенок маленького роста вдруг так завораживающе исполнил сыгыт, что сразу прославился на всю школу. Он стал постоянно выступать на смотрах, фестивалях, концертах местного и республиканского уровней. Научился аккомпанировать себе на балалайке, гитаре, сам по слуху подбирая «дембилдей». Напомним читателям, что это настрой или расстояние между двумя струнами традиционных музыкальных инструментов, а также название наигрыша на струнно-щипковом дошпулууре.

В то время в Кызыле на республиканском смотре среди приметных номеров Бай-Тайгинского коллектива оказалось выразительное чтение шестиклассника Андрея Опея. Его выступление записали на радио, так подросток впервые услышал свой голос из уличного репродуктора в селе Кара-Холе. Другой талант Андрея проявился также в школьные годы. Однажды на празднике, глядя на односельчан, он научился плясать русскую плясовую. Ему это легко удавалось: быстро запоминал движения. А в классе мальчик учил сверстников плясать. Умение делиться с другими тем, что он сам умеет делать, — жизненное кредо Андрея Опея.

В 1972 г. он окончил 8 классов общеобразовательной средней школы с. Тээли, работал слесарем. Выбрал профессию шофера: сельский парень без знания русского языка не смог поступить в музыкальное училище. Проучился в ГПТУ-4. В 1976-м получил удостоверение об окончании автошколы ДОСААФ, на трудовую стезю встал в родном овцеводческом совхозе «Кара-Холь» шофером. Отслужил в рядах Советской Армии. После этого уже молодому семьянину нужно было работать и шофером, и сторожем магазина «Юность» Бай-Тайгинского райп.

В 1982 — крутой поворот судьбы: Андрей Опей стал методистом агиткультбригады при районном Доме культуры и преподавателем по классу чадагана в музыкальной школе Бай-Тайгинского отдела культуры. Детищем его творческой деятельности того периода стал ансамбль «Монгулектин сыры» («Огонь горы со снежными вершинами»). В конце 1980-х в республике новой волной вспыхнуло возрождение искусства горлового пения тувинцев, повсеместно стали развивать ансамблевое исполнение хоомея. Ансамбль «Монгулектин сыры» в те годы исколесил всю Туву: Тоджа, Кунгуртуг, Бай-Тайга, Монгун-Тайга, Сут-Холь, Дзун-Хемчик, Барун-Хемчик, Овюр; принимал участие в республиканских конкурсах горлового пения.

С 1995 г. А. Х. Опей начинает распространять и пропагандировать хоомей в Голландии, Германии, Бельгии, Шотландии, Великобритании. В первые гастроли по Европе он отправился с музыкантами Сергеем Чарковым (Хакасия), Болодом Байрышевым (Алтай), втроем создали группу после первого симпозиума по горловому пению «Хоомей», где и познакомились.

В 2002–2004 гг. А. Х. Опей стал режиссёром ТЮЗа и преподавателем горлового пения тувинцев хоомея, а также национальных инструментов в Центре дополнительного образования и досуга детей «Авырал» («Благословение») Бай-Тайгинского отдела образования. Ему доверили еще вести и кружки «Национальные инструменты», «Сыгыт-хоомей» в общеобразовательной средней школе района. Среди учеников можно назвать ныне талантливых молодых хоомейистов — Омака Ооржака, Кежика Успуна, Андриана Опея и др.

В 2008 г. Андрей Хертекович познакомился на фестивале живой музыки «Устуу-Хурээ» с почитателем тувинского хоомея из Японии Таэко Кано. Она занимается проектом сохранения традиционного исполнения горлового пения тувинцев — хоомея. Собирает, оцифровывает и хранит записи исполнителей хоомея (именно тувинского горлового пения) пожилого возраста. В 2016 г. она пригласила Андрея Опея и Сергея Ондара на свою родину, чтобы не только ознакомить с искусством пения тувинцев, но и дать возможность хоть как-то заработать уважаемым хоомейжи — исполнителям и преподавателям горлового пения.

В этом же году благодаря проекту Таэко Кано вышел сольный CD-диск А. Х. Опея «Бай-Тайганын оглу-ла мен» («Я — сын Бай-Тайги»), куда вошли и его авторские песни.

Автор накладывает мелодию, слагает на свои стихи, а композицию каждой песни со вставками хоомея составляет по-своему, индивидуально, аккомпанируя на струнно-щипковом инструменте монгольского происхождения чанзы. Например, песня «Тыва черим» («Тувинская моя земля») выполняет функцию пролога и эпилога на диске, подчеркивает патриотический настрой автора. Радость возвышенного чувства сына тувинской земли выражена во вставках хоомея между строфами-куплетами всей композиции.

Песня «Каскааннарны» занимает особое место в творчестве Андрея Опея. Это посвящение родоплеменной группе каскан, к которой он сам принадлежит с материнской стороны. У тувинцев материнская линия считается в семье генетически доминирующей, определяющей характер, темперамент и дарования детей.

Песня-загадка «Тывызыктар» уникальна, так как в тувинском песенном фольклоре отсутствует этот жанр. В алтайской фольклорной традиции подобного рода песни исполнялись во время молодежных игр или в свадебном обряде. Они состоят из иносказаний, имеющих тайный смысл, требующих отгадки. «Обычно песни-загадки исполняются девушкой и юношей в форме диалога. Прежде чем ответить на предложение, невеста, испытывая смекалку и мудрость жениха, предлагала ему несколько загадок, на которые он должен ответить быстро и правильно. Такие загадки всегда выражены в стихотворной песенной форме и носят импровизационный характер,» — пишет исследователь алтайского фольклора К. Е. Укачина. «Тывызыктар», кульминация всего диска, выглядит таким образом:

Тыва чонум шагдан тура

С давних времен тувинский мой народ

Тывызыкка моорейлежир,

Загадками соревнуется.

Тыпкан кижи мерген болур,

Кто отгадал, тот мудр.

Тыппайн баргаш, догааштырар.

Кто не смог, тому подскажут.

Припев:

Май-май майышкак,

Май-май, косолапый,

Башкы буду майышкак,

Передние лапы косые,

Шой-шой шойушкак,

Шой-шой, кривоногий,

Сонгу буду шойушкак.

Задние ноги кривые.

 

Борбуякка куткан ышкаш,

Вылитый, словно в сосуд-борбуяк,

Борбак талга аскан ышкаш,

Вывешен, будто в круглом тальнике,

Кергиекке куткан ышкаш,

Вылитый, словно в сосуд-кергиек,

Кезек талга аскан ышкаш.

Вывешен, будто в некотором тальнике.

 

Далее припев поется без слов. Автор, напевая хоомей, играет наигрыш на чанзы.

Появление песни нового жанра в тувинском музыкальном фольклоре А. Х. Опей объяснил таким образом: «…в конце 1980-х годов в Бай-Тайге гастролировал ансамбль «Ак-Хем» («Белая река») носителей фольклорных традиций цэнгэльских тувинцев, проживающих в МНР. Один из участников ансамбля Иргит Папизан (1959 г. р.) спел песню-загадку, а я сразу с ним начал петь, так как в детстве песни подобного рода слышал от взрослых». Андрей Хертекович говорит, что песня-тывызык притягивает лаконичностью композиционной структуры, оригинальной аллегорией по содержанию. Загадки имеют стихотворную форму, поэтому легко сложить на них песню. Он отметил, что песенный фольклор цэнгэльских тувинцев имеет много общего с песенной традицией байтайгинцев: глиссандирование вниз в конце фразы мелодии, песни-речитативы с междометиями уваа-че, ээ-чаа между предложениями или куплетами и т. д.

Во время гастролей в Японии у А. Х. Опея возникла новая песня «Хин торел чонумдан кайыын ыраайн» («Как могу оторваться от родного народа моего»), где воспевается дружба между тувинцами и народом Страны восходящего солнца. В пяти куплетах с пением опорой на грудь (чем и отличается от обычного пения) в конце музыкальных предложений строфы встречается хроматическое движение вниз, не присущее традиционному песенному творчеству тувинцев. Для метро-ритма этой песни соответствующий текст с добавлением частиц -ла -ле/-на -не приближает к архитектонике фольклора тоджинских песен:

Улуг-ла артты-ла ажа-ла бээримге,

Улам-на артында чуу-ле бар ирги,

                                                чуу-ле бар ирги ?

Улуг-ла чонумга дужа-ла бээримге,

Оларнын созунде чуу-ле бар ирги,

                                                чуу-ле бар ирги?

Тюркское стихосложение кочевников имеет традиционную парную структуру, которая строится на синтаксическом параллелизме. А. Х. Опей прекрасно владеет этой техникой. Почти все песни Андрея Хертековича состоят из четырехстишных строф, в основе ритмической организации лежит восьмисложник, характерный для традиционного стихосложения. Обильно встречаются ритмообразующие элементы: аллитерация, ассонансы, синонимия, повторы слов в одном стихе, обилие междометий (распевы после фраз). Поэтика, присущая нашему автору, зависит от ее содержания, связана с традиционной песенно-поэтической культурой тувинцев. Художественно-выразительные средства использует из простых составляющих (например, все песни имеют один устой — на открытой струне E), которые свидетельствуют о народных корнях его самобытного дарования.

А. Х. Опей слова и мелодию песен сочиняет и исполняет сам. Поэтому считается песенником-мелодистом формы по типологии авторского творчества (народный профессионал — певец и инструменталист, создающий песни с сопровождением и наигрыши в контексте фольклорной традиции), составленной музыковедом, доктором искусствоведения Е. К. Карелиной. Инновационные нововведения встречаются почти в каждой песне. А его имеет оттенок вида (стиля) хоомей: в отличие от классического сыгыта, в данном приеме язык не поднимается к небу. Вставки сыгыта между фразами или куплетами имеют четкую структуру. Следует отметить, что мелодия песен А. Х. Опея отличается тем, что в природу ладовой структуры тувинских песен он вносит хроматические (полутоновые) украшения, в основном присущие музыке европейской культуры.

Таким образом в общей манере Андрея Опея прослеживаются алтайские параллели, которые раньше не замечались в творчестве тувинских носителей музыкального фольклора. Особо хочется рассказать в праздничные дни почитателей тувинского горлового пения на страницах главной республиканской газеты про жизнь и творчество одного из выдающихся носителей, Андрея Хертековича Опея, который вырастил немало воспитанников, которые сохранят и разовьют удивительное искусство двухголосного пения.

Ульяна МОНГУШ,

кандидат филологических наук, преподаватель Кызылского колледжа искусств

28.06.2018№: 70 social_buttonsРубрика: Личность

Поделиться в сети
ВК FB