Дата: 2018-07-02 08:30:14 | Номер новости: 39741 | Постоянная ссылка | Источник: Информационный центр туризма РТ | Автор -Евгения Малышева | Ссылка на источник

Хоомей – экстремальный вид искусства

Международный этномузыкологический симпозиум «Хоомей — феномен культуры народов Центральной Азии», который состоялся уже в седьмой раз, — это не только и не столько исполнение хоомея музыкантами разных стран, это, в первую очередь, обсуждение разного рода проблем. Казалось бы, какие проблемы могут быть? Исполняй хоомей, овладевай разными стилями – вот и все. Но, как оказалось, сложных и спорных вопросов накопилось очень много.

Музыканты и исследователи

Первым выступлением можно назвать поздравление Главы Тувы Шолбана Кара-оола. Да, он не владеет искусством хоомея, но гордится тем, что «вырос на хоомее». «Хоомей притягивает как магнит», сказал он, и долг ученых – осмысление древнего искусства. Вот с осмыслением и связаны задачи симпозиума.

На открытии Каадыр-оол Бичелдей, исполняя обязанности модератора, сказал, что мечтает о том времени, когда число музыкантов и число исследователей на симпозиуме будет одинаковым. Потом эта же мысль повторялась несколько раз в разных вариантах, и на завершающем этапе симпозиума прозвучало, что исследователями должны стать сами музыканты. Министр культуры, а заодно и знаменитый хоомейжи Алдар Тамдын высказал свою мечту: чтобы среди серьезных исследователей хоомея был хоть один музыкант. Это не в «нагрузку» к музыке и не потому, что ученых мало. Просто кто же сможет лучше всего разобраться в звукоизвлечении и других аспектах, как ни сами исполнители горлового пения!

Кстати, на нынешнем симпозиуме это уже начало реализовываться. Шон Куирк, «тувинец американского происхождения», сделал свой первый, пока еще небольшой доклад.

Основные проблемы хоомея можно условно разделить на несколько групп. Есть проблемы теоретические, например, создать записи для нотирования музыки. То есть, создать возможность записывания звуков хоомея на бумаге, как и другую музыку. Еще далека от совершенства терминологическая база – это тоже важно.

Другая группа проблем — практическая. В первую очередь говорили о создании Академии Хоомея. Но для академии как раз и важно определенное количество исследователей: музыкантов, культурологов, медиков. К практическим же проблемам можно отнести мероприятия, обеспечивающие здоровье хоомейжи. Врач Светлана Сарыглар назвала хоомей экстремальным видом искусства – давление, нагрузки на легкие – серьезно сказываются на здоровье. Когда будет создана академия, то легче будет решать и практические и теоретические задачи развития хоомея.

Но есть и еще одна группа проблем – глобальные. Хоомей держится на тувинском языке и тувинской культуре. Дети, которые не изучают тувинский язык, не смогут овладеть горловым пением. Как говорили на симпозиуме, звуки, которые выходят из горла – это просто звуки. А хоомей – выражение души. Не будет погружения в тувинскую культуру, тувинские традиции – не будет хоомея. Если не учить горловому пению с детства, то этот вид искусства будет вырождаться.

Почти половина населения республики живет в городе. А в городах с традициями как-то не очень… К тому же 19 июня этого года депутаты Государственной Думы проголосовали за принятие поправок в закон об образовании. То есть — за добровольное изучение государственных языков республик России. Новый закон может создать проблемы с овладением тувинским языком: добровольно – значит не обязательно. А если что-то делать не обязательно, то этого можно и не делать. Конечно, есть выход и из этой ситуации, но тут уже много работы не для участников симпозиума, а для Правительства Тувы, для Министерства образования.

Подарки и открытия

Интересными и содержательными были все доклады, хотя некоторые трудны для восприятия неспециалистам. Например, Галина Сыченко рассказывала о проблемах нотации, обучения и изучения горлового пения. То, что «в стиле сыгыт, как и в других стилях, формирование обертоновской мелодии напрямую коррелирует с артикуляцией исполнителя» — это, без сомнения, интересно искусствоведам. А вот то, что она обнаружила, изучая хоомей, – интересно будет всем. А нашла она ни много ни мало, как подлинные записи Анохина, который собирал фольклор еще в 1909 году. Более ста лет назад он записывал каргыраа на Хемчике, сыгыт в местечке Ак-Суг. Конечно, звукозапись была тогда еще очень несовершенной, но искусство исполнителей – неоспоримо. А это дает возможность еще и проследить, как развивался хоомей на протяжении века.

Копии записей она подарила исследователям Тувы, а заодно рассказала, где можно найти подлинные записи Аксенова, который тоже изучал музыкальное искусство. Об этом она говорила на открытии симпозиума. А на закрытии сказали уже о принятых мерах: директор национального музея Каадыр-оол Бичелдей отправил одного из сотрудников с поручением обменять, выкупить, в общем, любыми способами приобрести эти записи для нашего музея. Посылать «гонца» со столь трудной задачей, наверное, немного жестоко – не воровать же в самом деле музейные экспонаты, если их не захотят отдавать! Но это действительно очень важно – иметь не только копии, но и оригиналы. Они, конечно, не золото скифов, но подлинное золото искусства Тувы.

Были и другие открытия, связанные с фольклором, причем, не только тувинским. Но об этом, как и об обряде на Оваа Хоомея, в следующий раз.

Ирина Качан

Поделиться в сети
ВК FB