Дата: 2018-07-06 15:01:13 | Номер новости: 40013 | Постоянная ссылка | Источник: Министерство здравоохранения РТ | Автор - | Ссылка на источник

Совет психолога: как правильно реагировать на жалобы детей

06.07.2018

Нередко со своими «несерьезными» на первый взгляд жалобами дети приходят к родителям. Родители должны понимать, что это важный этап в развитии ребенка, ведь первопричина жалоб – доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Если подать ребенку пример разрешения проблемы, то в следующий раз он может попробовать справится с ней самостоятельно. Если же ребенок часто жалуется, то за этим может скрываться нехватка внимания со стороны окружающих, уязвленное самолюбие, отчаяние. Для родителей самое главное в такой ситуации проявить внимание к ребенку. Психологи дают совет, как реагировать на самые распространенные жалобы детей.

Жалоба № 1 – на усталость

Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» - и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха. Тайный смысл жалобы: ребенок констатирует факт и ждет от родителей соответствующей реакции. Если они слишком увлечены каким-то делом – таким образом, он может пытаться привлечь их внимание. Если родители наоборот чрезмерно загружают его – жалуясь на усталость, малыш подразумевает «оставь меня в покое». А если чадо начинает стонать каждый раз, когда ему дается неприятное задание – это способ манипулировать родителями. При этом кроха не желает признавать, что у него нет желания выполнять просьбу.

Как отвечать: нужно выяснить, от чего малыш устал, и какой именно помощи он ждет: посочувствовать, посидеть рядом или наоборот исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребенку отдохнуть, родители должны обговорить продолжительность паузы в делах: «Давай ты, сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Спустя некоторое время лучше поинтересоваться самочувствием ребенка. Таким образом, родители покажут, что не пропускают жалобы мимо ушей и действительно переживают за ребенка.

Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться…)». Если ребенок манипулирует, не нужно демонстрировать, что истинная причина его капризов известна - «Вечно ты устаешь, когда я прошу мне помочь». Лучше в следующий раз перед тем, как что-либо попросить, поинтересоваться его самочувствием. Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью.

Жалоба № 2. – на скуку

Варианты: на вопрос, что ты такой грустный ребенок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица. Тайный смысл жалобы: малыш привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие. Или он слишком долго играл один и теперь ему хочется пообщаться с родителями, но он боится отвлекать маму или папу от домашних дел и ждет, пока они заметят его унылое выражение лица.

Как отвечать: предложить ребенку заранее спланировать свободное время. Родители должны вместе с ребенком решить, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки. «Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь собирать смотреть мультфильм. Лучше чередовать совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребенка. Если малыш слоняется без дела с унылым выражением лица – следует поинтересоваться, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.

Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь – у тебя столько игрушек», «Иди, читай (уберись в своей комнате) – если не знаешь что тебе делать!». Нежелательно предлагать ребенку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет еще более грустно.

Жалоба № 3 – на других детей

Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» - и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие – один он хороший. Тайный смысл жалобы: если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз - это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок 5-6 летнего возраста – это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Если ребенок всегда ищет виноватых – он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего малыш мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.

Как отвечать: следует почаще оставлять ребенка один на один с другими детьми. Если дети что-то не могут поделить или ссорятся – родителям не стоит вмешиваться. Ребенок должен получить возможность самостоятельно решать свои проблемы. Когда кроха жалуется, лучше ему логически объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьет не потому что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».

Что не надо говорить: «Ты сам виноват» - сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.

Жалоба № 4 - на взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей)

Варианты: «Бабушка всегда заставляет есть суп и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днем – и вечером я не могу уснуть». Тайный смысл жалобы: подобные жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребенок не понимает, почему мама разрешает не спать днем, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном…

Как отвечать: жалобы исчезнут, как только взрослые придут к единому взгляду на воспитание ребенка и детский распорядок дня. Если придерживаться единой педагогической линии не получается – надо объяснить ребенку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.

Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» - не нужно манипулировать взрослыми при помощи ребенка. «Бабушка не права» - подобными высказываниями вы настраиваете малыша против других взрослых.

Жалоба № 5 – на нехватку свободного времени

Варианты: каждый день перед сном ребенок жалуется, что он что-то не успел сделать - «Я опять не успел посмотреть мультики». Или, когда родители просят его помочь, он говорит, что опять не успеет поиграть в компьютер, порисовать. Тайный смысл жалобы: возможно, вы слишком загрузили малыша, и у него действительно, нет свободного времени. Или ребенок не умеет самостоятельно планировать его, он слишком увлекается одним делом, в ущерб остальным занятиям.

Как отвечать: составить вместе с малышом подробный распорядок дня, в котором помимо времени посещения различных секций будет место для выполнения поручений (помощь маме) и свободное время. Лучше заранее предупреждать ребенка о запланированных делах «заканчивай играть, через 20 минут мы будем мыть пол». Тогда у него будет возможность морально подготовиться к неприятной обязанности и просьба не будет для него неожиданностью.

Что не надо говорить: «Ты просто очень медленно все делаешь» - задача родителей составлять распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если мама или папа знает, что малыш долго одевается (умывается, ест), на эти процедуры нужно отвести столько времени, сколько ему необходимо. Не стоит торопить ребенка фразами «давай быстрей, мы опаздываем» - если подгонять его, у маленького человека возникнет ощущение постоянной нехватки времени.

Жалоба № 6 – на проблемы в детском саду

Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)». Тайный смысл жалобы: малыш хочет высказаться и поделиться с родителями своими проблемами, ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже – он, таким образом, пытается объяснить свои приоритеты.

Как отвечать: внимательно выслушать жалобы малыша. Все, что требуется от родителей это изображать неподдельный интерес к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, можно подвести итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)». Не стоит пытаться проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Задача родителей вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно нужно поинтересоваться, чем можно помочь в данной ситуации и предложить несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, хочешь записаться в музыкальную школу).

Что не надо говорить: не стоит пытаться успокоить ребенка фразами «Это разве проблемы! Вот у меня сегодня …». В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать проблемы взрослых, тем более что его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными.

Жалоба №7 – на жизнь

Варианты: на вопрос «Как дела» - у ребенка всегда один ответ - плохо, не очень, да так себе. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу «Везет тебе». А рассказы о друзьях начинает со слов «Как хорошо Маше, у нее есть большой велосипед (собака, компьютер, телевизор). Тайный смысл жалобы: у ребенка пессимистический склад характера, он не умеет радоваться тому, что имеет и завидует окружающим. Прежде чем винить его за «грустный» взгляд на жизнь – следует внимательно проанализировать свои разговоры дома. Скорей всего малыш постоянно слышит от взрослых о каких-то проблемах, которые надо срочно решить и воспринимает свою жизнь, как одну большую «невезуху». При этом от посторонних он ничего подобного не слышит, и уверен, что им живется значительно легче.

Как отвечать: задача родителей научить ребенка радоваться тому, что имеешь и ценить настоящее. Поменьше обсуждать дома различные проблемы. Прежде всего, постараться самим научиться радоваться настоящему и акцентировать внимание малыша именно на положительных моментах. Можно завести традицию делиться друг с другом приятными событиями. Пусть, например, за ужином каждый член семьи расскажет, что у него хорошего произошло за день, и как он этому радовался.

Что не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен» - от такой «поддержки» ребенку станет еще хуже.

Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать:

-на здоровье;

-на чувство голода;

-на жажду;

-на желание спать;

-на страх.

Поделиться в сети
ВК FB