Дата: 2018-07-27 08:58:45 | Номер новости: 40689 | Постоянная ссылка | Источник: Министерство культуры РТ | Автор -admin2 | Ссылка на источник

МИРОВЫЕ ПОСЛЫ ТУВИНСКОГО ХООМЕЯ

Коллективу «Чиргилчин» уже больше 20 лет, его относят к первой волне тувинский музыкантов, ставших всемирно известными в начале — середине 1990-х. До сих пор группа успешно гастролирует, записывает альбомы и пропагандирует тувинскую культуру по всему миру. После выступления на сцене XV фестиваля «МИР Сибири» журналист «Территории Культуры» пообщался с лидером коллектива Игорем Кошкендеем.

- «Чиргилчин» этой весной целый месяц колесил по Америке. Какой это по счету тур? 

- Мы больше двадцати раз побывали в США и Европе. Этническая музыка по душе местным жителям, и мы очень стараемся, чтобы так было и впредь. 

- Кто вас приглашает за границу — фанаты или вы коммерчески успешны? 

- Тур организует наш менеджер Александр Бапа, он и создал эту группу. Мы выступаем в местах, которые вмещают не более 300 человек. В принципе, этнические, фольклорные коллективы собирают небольшие залы, не больше 300-500 человек. Но главное для нас — очень хороший прием. 

- Вы, как этнические музыканты, себя ощущаете звездами? 

- Мы встречались с американской певицей Лори Андерсон, певцом Лу Ридом, делали коллаборейшн с африканскими музыкантами, встречались с российскими звездами. Каждый человек — звезда, горит. Себя мы не считаем супер-звездами, просто стараемся, чтобы людям понравилась наша музыка.

- Я читал, что в одной музыкальной школе в Калифорнии изучают музыку Александра Бапа. 

- Про это не могу сказать. Мы давали мастер-классы в разных городах США. Наших студентов очень много в Калифорнии и других штатах, иногда проводим кэмп — погружение в течение недели или двух. 

- Как у американцев с горловым пением? 

- В США много национальностей — и филиппинцы, и японцы, и американцы. Этому надо терпеливо учиться и заниматься. Не всем дается. Но есть особо успешные студенты. У нас учатся именитые музыканты, например, Энрике Угалде, проект «Сорае» (Soriah), хорошо владеет горловым пением. 

- Ваша группа пропагандирует тувинский стиль горлового пения, отделяя его монгольского и китайского. Это межнациональный спор? 

- Мы поем только тувинские традиционные песни. Наши песни строятся по пентатонике, они проще, чем китайские или монгольские. Горловое пение — феномен культуры народов центральной Азии. В Монголии, в Китае, на Алтае, в Хакасии это искусство было немного утеряно последние 200-300 лет. Лишь последние 20 лет происходит возрождение этого вида пения. Монгольское горловое пение по-другому звучит, хотя техника и манера та же. Тувинский хоомей — это основа этого жанра, и это тесно связано с языком, с буквами. Это не только наша позиция, так считают наши друзья за рубежом и в России.

- В Туве, такое впечатление, много новых этнических коллективов появляется, пишут о третьей волне тувинской музыки. А сам регион соответствует статусу мировой музыкальной столицы? Или ощущается нехватка чего-то? 

- Нехватки хватает! Мы развиваемся, но и теряем кое-что основное, что наши предки переживали душой, очень тонкие звуки. Параллельно мы развиваем горловое пение. В 1909 и 1934 году во время экспедиций по республике на пластинки записали горловое пение, и мы можем слышать настроение, тонкие техники, которые используют предки, разновидности пения, они поют немножко по-другому. Мы развиваем их, но основные моменты теряем. 

- Вместе с тем, Туву покидает молодежь. 

- Да, в своей тарелке не замечаешь тех, кто рядом. У каждого народа это есть. В другом мире начинаешь ценить свою культуру, язык, историю — люди часто ошибаются... Я думаю, что в целом в России не хватает изучения местных культур. Они разные! Это нужно преподавать в школах. Сначала изучи свою деревню — какие там травы, птицы, воздух, потом район, потом регион, а уже в конце — мир. 

- Почему случилось так, что именно за границей вы наиболее востребованы? 

- Думаю, дело в образовании. В школах за границей очень основательно учат музыке, нотной грамоте — среднюю школу дети заканчивают почти как музыканты. Когда знаешь музыку, инструменты, начинаешь ценить искусство. В России в Красноярске у нас много знакомых, которые понимают и любят фольклор, но ситуации в целом это не меняет.

- Музыкальный мир Сибири, его самобытность, для вас связана прежде всего с Тувой? 

- На «Мир Сибири» уже многие годы люди едут, чтобы пополнить душу, расслабиться. На фестивале звучат якутские, русские, эвенкийские народные песни, музыка других стран, но он тесно привязан к горловому пению. За рубежом, в Москве, везде, где мы бываем, нас считают сибиряками.

Поделиться в сети
ВК FB