Дата: 2018-08-03 02:58:46 | Номер новости: 41168 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

История авиации, история полета, история жизни

Многие мальчишки мечтают стать летчиками, но не всем это удается. Кидиспей Чооду в детстве не мог мечтать стать летчиком – в те годы в Туве многие и не знали еще о том, что есть самолеты, что можно летать высоко-высоко. Но он взлетел. Он влетел в историю Тувы на своем самолете.

Это – Тува!

У Тувы есть свои плюсы и минусы. Главный минус – ужасные морозы зимой. Но плюсы перевешивают все.

После рабочего собрания Клуба главных редакторов, собираясь на открытие памятника Чооду Кидиспея, спускаясь по ступенькам, Глава Тувы Шолбан Кара-оол озабоченно посмотрел на часы и сказал: «Главное – не опоздать на открытие, мама мне этого не простит».

Да, это – Тува! Наверное, нигде такого не бывает. Отношение к матери, к женщине здесь особенное. В московском метро вы можете увидеть стоящую женщину с ребенком на руках, в Туве, даже в переполненной маршрутке, уступят место женщине, которая в глазах подростков выглядит пожилой. В Питере, на организации мероприятия, девушка будет таскать тяжелые конструкции, в то время, как мужчины спокойно стоят рядом. В Туве рассказ о такой ситуации вызывает недоверчивый смех.

Да, Тува в начале ХХ века отставала в развитии от России, но авиация появилась здесь практически в то же время, что и во многих городах и районах СССР. В Москве уже знали, что такое самолеты, но для Сибири, как и для Тувы, да и для многих республик, самолеты оставались диковиной.

Наверстывать упущенное и одновременно развивать все новое – вот краткая характеристика истории Тувы ХХ века. И это ей удалось.

«Войлушек»

Весной, когда все бурлит, когда растения наперегонки рвутся навстречу солнцу, пятого мая 1908 года в местечке Хараалыг (недалеко от села Берт-Даг Тес-Хемского кожууна) в семье скотовода Шайлаара родился второй ребенок.

Жена Шайлаара – Комбуян, работала на нойона, изготавливала войлок, когда у нее начались схватки. Она там же родила, поэтому мальчика назвали Кидиспеем. «Кидис» - «войлок», а Кидиспей – уменьшительно-ласкательная форма. То есть, мальчика назвали «Войлочек» или «Войлушек».

Об этом написано в исследовательской работе ученицы 8 класса Хайыраканской средней школы Александры Ховалыг. Вот тоже один из плюсов Тувы: о чем бы ты ни захотел узнать, оказывается об этом уже узнали дети.

Девочка изучала разные материалы, беседовала с информаторами, проводила опросы. И еще пишет: «А также мы побывали  в государственном архиве Республики Тыва, тувинском национальном музее и аэропорту Кызыла. К великому сожалению, не смогли узнать нового. Это нас огорчает». Это всех огорчает, потому что о таком замечательном человеке действительно известно не очень многое.

Но известно, что он с малых лет помогал родителям, самостоятельно научился говорить по-русски, писать по-тувински и по-русски. Для того времени и места проживания, это большое достижение. Известно, что лучшим другом Кидиспея был Бора-Хуна, на два года младше его. И еще - с малых лет Кидиспей любил  охотиться вместе с отцом. Лет в семь он уже умел стрелять из охотничьего ружья.

Сам делал взлетную площадку

Молодая республика развивалась стремительно, а транспортная проблема – одна из самых важных во все времена.

В 1934 году по просьбе руководства ТНР в Оренбургское военное авиационное училище приняли двух тувинских военнослужащих Отдельного кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии: секретаря штаба старшину Кидиспея Дагбаевича Чооду и бойца-кавалериста Лапшына Доскааровича Оюна. Оба - отличники боевой и политической подготовки, и, что не менее важно, хорошо владевшие русским языком.

И вот настал 1936 год, год пятнадцатилетия Тувинской Народной Республики. Советский Союз в честь памятной даты подарил ТНР 15 легковых автомашин и два самолета «ПО-2». Вот на одном из них прилетел домой Чооду Кидиспей, студент последнего курса авиашколы.

В 1937 году, уже после окончания учебы, Кидиспея Чооду назначили командиром авиазвена Отдельного кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии, а Лапшына Оюна его заместителем. Интересно, что авиация Тувы входила в состав кавалерийского полка. А может, в этом и есть определенный символизм – кавалеристы летят на своих конях по степи. Ну а самолеты тоже летят, только немного выше.

И Кидиспей Чооду был не только просто пилотом, хоть и командиром. Дел было много, а специалистов мало. Он организовал курсы по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников. И в то же время работал над строительством взлетно-посадочной площадки. Но нужен был еще и ангар, и разные другие сооружения – всем этим занимался первый летчик Тувы.

Судьба отмерила немного…

Кидиспей Чооду прожил всего 38 лет. А как его напарник? О летчике «номер два» известно гораздо меньше. Да и трудно быть «вторым». О  Лапшыне Доскааровиче Оюне известно совсем немногое: родился в Балгазыне, ТНР. В ТНРА (Тувинская народная революционная армия) с 1932 – боец-кавалерист. Окончил Оренбургское училище (1934-1937). С 1937 – летчик авиазвена ТНРА. Лейтенант. Умер в 1942 г. Награжден орденом Труда ТНР. Все.

Они не успели отличиться на войне, не увидели, как развивалась авиация Тувы. Но они сделали все, чтобы как можно больше молодых ребят смогли продолжить их дело.

1937-1946 – это годы, которые Кидиспей Чооду посвятил авиации. Причем, последние три года он был болен – туберкулез не только социальная болезнь, он пожирает тех, кто работает на пределе возможностей, кому некогда лечиться и заниматься собой.

Кара-Куске Чооду писал о последних годах жизни первого летчика, и это действительно трагическая история. Кидиспей лежал в больнице, его приходила навещать жена Чаткар, дочь Байыра Кыргыса из Ийи-Тала. Но она умерла раньше своего смертельно больного мужа.

Кидиспей лежал в больнице в Самагалтае. К нему приводили его дочерей. То есть, не совсем к нему: трехлетняя Кертик-кыс и пятилетняя Алдын-кыс каждый день смотрели на отца через окно больницы.

Ушел из жизни Кидиспей 17 декабря 1946 года. Похоронить решили в Кызыле, чтобы оказать уважение, чтобы как можно больше людей могли побывать на его могиле. Кара-куске Чооду пишет: «Когда прилетел самолет из Кызыла, отец мой на своих санях довез гроб с телом до самолета. Когда в маленький самолет погрузили гроб, через стекло-колпак было видно: он уткнулся в затылок летчика».

Где похоронен Чооду Кидиспей?

На этот вопрос сейчас уже никто не может ответить. Его похоронили на старом кладбище в Кызыле, но когда город стал расти, некоторые захоронения пропали. Предположительно, первого летчика Тувы похоронили в том месте, где сейчас проходит дорога. В общем, нет сейчас никакого места, где можно было поставить обелиск летчику.

Действительно нет?

Конечно, все не так. Есть то место, где осталась его душа – это аэропорт. И именно там на прошлой неделе состоялось торжественное открытие памятника.

Чтобы что-то происходило, просто нужны энтузиасты.

Анай Балчировна Кара-оол рассказала, как узнала, что был такой летчик Чооду Кидиспей. Все аэропорты мира названы в честь какого-либо национального героя. Может, и нам стоит подумать о том, чтобы международный аэропорт Кызыла носил имя Чооду Кидиспея? И она подумала, что непременно нужно увековечить память об этом человеке. Она же инициировала сбор средств на памятник.

На открытии памятника присутствовали и Глава Тувы Шолбан Кара-оол, и Анай Балчировна, и еще многие люди, которые тоже принимали участие в сборе средств, в возведении памятника. Было много представителей из Тес-Хемского кожууна, и, главное, - дети. Для детей это так нормально – мечтать о небе, мечтать о полетах.

Может быть, некоторые из них и станут летчиками, и они будут помнить этот день, посвященный Кидиспею Чооду. А может, и не станут. Но память о первом летчике все равно останется.

И. Вечорко 

 

Поделиться в сети
ВК FB