Дата: 2018-10-05 10:19:53 | Номер новости: 45084 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

Кок–Чыраа – поселок, которого нет

Это на современной карте Тувы его нет. Но мы же живем в Туве, а здесь могут происходить самые невероятные события. И найти поселок-которого-нет вполне возможно. Кок-Чыраа есть на карте Яндекса (на дне Шагонарского водохранилища), есть в документах поселка Арыг-Бажы, и есть на самом деле – только в сокращенном варианте.

Не к водяному царю на гуслях играть

Активисты ОНФ позвали на торжественное мероприятие – Кок-чыранской средней школе собирались дать имя героя. Согласилась ехать только потому, что они меня реально сбили с толку. Говорят - поедем в кок-чыранскую школу. Но ведь поселок Кок-Чыраа - ушел на дно Шагонарского водохранилища! Вот и интересно стало, куда едем. Попыталась уточнить: может быть, в Кара-Чыраа? Нет, говорят, именно в Кок-Чыраа. Ну, не к водяному же царю на гуслях играть зовут?

Немножко проехали, немножко заблудились, но с помощью дорожных рабочих выяснили, где находится Кок-Чыраа… Да, это было маленьким открытием. Как это – поселка же нет.

Но, самое странное, нашли поселок. Поселок – в смысле, что там поселились люди. На самом деле, скорее арбан. Да, там нет администрации, нет школы, нет ФАПа, нет магазинов… Ничего нет. Говорят, что из всех благ цивилизации была одна колонка, но она сейчас не работает. Да и на карте вот именно этого поселка нет.

А что есть? Есть субурган, есть стела «Я люблю Кок-Чыраа», есть автобусная остановка.

Есть одна улица, на которой стоят дома, и около каждого дома внушительная кошара. Животных здесь держат немало, вот и прямо на улице в луже лежит большая свинья. Запирать животных здесь, видимо, не считают нужным – мало кто про этот поселок знает.

«Ты видела суженного моего?»

Об этом поселке писала Софья Кара-оол-Дулуш на своей страничке в Проза.Ру – «Радость и боль моя - Кок-Чыраа!»

Она родом из этих мест и вспоминает частушку про Кок-Чыраа, которую пела ее бабушка Ыдамчык Кокен. В переводе это звучит так:

«Ты видела Кок-Чыраа?

С зелеными лужайками.

Ты видела суженного моего?

Такого красивого».

Софья очень проникновенно пишет про родные места. Она сравнивает поселок с чашей, обрамленной природными узорами. Как театральные декорации, Кок-Чыраа окружали:

Величественная гора Буура (Верблюд-гора). По легенде там есть железный плот, который остался со времен мирового потопа, чуть ли не Ноев ковчег. И еще там (тоже по легенде) находится могила Чингисхана;

Священная гора Хайыракан (Медведь-гора);

Гора Аргалакты, где произошло сражение с маньчжурскими завоевателями, которых выгнали с Тану-оола;

Чер-Бажыннар («Земляные дома», уйгурские городища);

Тайга Уш-моорук (Три макушки), которая богата пушниной, зверем, орехами, ягодами;

Целебный аржаан Торгалыг, на котором издревле лечились люди от разных недугов;

Буянды Бай-Даг (Богатая гора), который был описан в знаменитой трилогии Кызыл-Эника Кудажы «Улуг-Хем неугомонный», там происходили революционные события.

Кок-Чыраа – круглый год

Софья Кара-оол описывает свои детские впечатления. Первыми вестниками весны для нее были подснежники. Ее бабушка Ыдамчык Кокен работала в лесхозе и приносила букет первых цветов. Потом они сами ходили на Бай-Даг за шончалаем (хлебенка) - раскапывали и ели вкусные клубни. Недалеко от Кок-Чыраа был совхозный огород, который снабжал овощами всю республику. Головокружительно пахла черемуха - «черемуха (чодураа) для тувинца, как сакура для японца. Тувинцы сравнивали красивые черные глаза любимой с черными плодами черемухи. Интересно - у черемухи цветы белые, а ягодки черные».

Машин тогда было мало, и прямо на улице была зеленая, густая, как ковер, трава. А вот сейчас, в новом поселке, на улицах нет ни травинки. Да и деревьев там нет. Может быть, потом появятся?

Софья, погружаясь в былые годы, описывает сенокос: «Копны сена мне представлялись большими муравьиными домиками». Потом сено грузили на машины «на нем, как маленький муравей, лежишь и смотришь в небо, оно так близко, что можно дотронуться до облаков».

Зимой каталась на «снегурках», так назывались коньки с загнутыми носками, как у тувинских идиков, и эти «снегурки» привязывали к валенкам. Дети ходили играть на замерзший «буга суу» (арык) – канал для орошения огорода. Если отколоть кусочек льда и заглянуть внутрь, можно увидеть сказочные хрустальные дворцы.

Тогда в поселке были: детский сад, школа, клуб, библиотека, почта, медпункт, два магазина, МТС, контора совхоза «Улуг-Хая», совхозный огород. Была нормальная налаженная жизнь. И ничто не предвещало, что скоро той жизни наступит конец, и поселок снесут.

Другая жизнь началась с Саяно-Шушенской ГЭС, когда жителей Кок-Чыраа стали переселять в Новый-Шагонар, село Хайыракан, село Арыг-Бажы.

Вот только Шагонар и Хайыракан были построены на песке, там нет сенокосных пашен, и скот держать трудно. «Людям, привыкшим к своей родине, кормилице-земле – это как ссылка в другие места, а в ссылке выживают только сильные», - пишет Софья.

Не пропадать же документам?

Но кок-чыранцы мечтали вернуться на родину и построили дома чуть выше старого поселка. Сейчас в арбане Кок-Чыраа около 30 домов, люди возвращаются к своей привычной жизни, держат скот, сажают огород и живут воспоминаниями о старом Кок-Чыраа.

Как дань памяти ушедшим и самому Кок-Чыраа, жители арбана и те, кто раньше здесь жил и работал, поставили субурган, «который связывает все исторические времена и периоды и останется свидетелем Кок-Чыраа на все времена».

Но это верхний слой жизни – легендарный, несмотря на то, что время действия – наши дни. А что с нижним слоем – с официальным, бытовым?

Часть жителей этого села переселили в Арыг-Бажы. Районные начальники тогда приехали в Арыг-Бажы и вручили вновь образованному селу готовую печать и другие символы затопленного сельского Совета Кок-Чыраа. И в республиканских документах село Арыг-Бажы стало числиться как сельское поселение Кок-Чыраа. Коренным жителям села, а их большинство, это чужое название, название другого села, всегда не нравилось.

На сходе граждан решили – вернуть сельскому поселению Кок-Чыраа историческое название «Арыг-Бажы». Да и на картах есть именно поселок Арыг-Бажы. Было рекомендовано сельскому Хуралу принять нормативный акт о возвращении Арыг-Бажы исторического названия. И чтобы на основании этого в Закон Республики Тыва «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» внесли изменения.

В апреле 2017 года здесь побывали члены Комитета Верховного Хурала по взаимодействию с федеральными органами власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и информационной политике. Председатель - Юрий Кара-оол и другие народные избранники: Солангы Тамчай и Эрес Хуурак.

Вроде бы они должны были посодействовать возвращению исторического названия. Но пока официально документы не оформили.

Вот и получается, что кроме арбана Кок-Чыраа сейчас есть «сельское поселение Кок-Чыраа», которое на самом деле Арыг-Бажы, и только в документах – Кок-Чыраа.

Дорожные рабочие, которые сначала удивились, что нам нужен поселок Кок-Чыраа, но показали, как туда проехать, не меньше удивились, когда вскоре мы вернулись к ним и спросили дорогу до Арыг-Бажы. А что поделать? В таких хитросплетениях поселков и их названий могут быстро разобраться только улуг-хемцы.

Да, немного потеряли время, странствуя по улуг-хемским степям. Зато смогли увидеть и поселок-которого-нет, и поселок-который-есть, но который называется иначе. А после торжественной церемонии поехали в другой поселок-которого-нет – в Пестуновку. Но это уже другая история.

И. Качан

 

Поделиться в сети
ВК FB