Дата: 2019-05-03 06:05:00 | Номер новости: 58474 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

Дрожь Каа–Хемской земли 3

Каа-Хемские дороги – это нечто. Впору и впрямь сериалы снимать о них. По крайней мере у нас уже получается сериал материалов. Третий год в апреле мы отправляемся по дорогам Каа-Хема, чтобы попугаться и посмотреть, в каком состоянии дороги находятся сейчас.

Ругают дорожников…

В первом материале (апрель 2017 года) мы писали: «Загадочную картину увидит любой, кто проедет по Каа-Хемским дорогам. Первая мысль – гигантский крот вылез на поверхность прямо посредине проезжей части. Крота такого представить трудно. И вторая мысль заставляет серьезно напрячься – подземные монстры-черви из фильма «Дрожь земли»! Люди более прозаического склада ума могут подумать, что кто-то занялся выкапыванием картошки. Время, правда, не совсем подходящее. Но ведь и место совсем не подходящее!».

Во втором материале (апрель 2018 года) мы писали о том, что ситуация не изменилась. Хотя началось кое-какое движение. Вроде бы есть признаки некоторого ремонта. Но еще больше следов машин, буксующих в ямах, наткнувшихся на камни.

И вот сейчас… Да, ситуация резко изменилась, но если надо ехать, например, в Сарыг-Сеп, то лучше – на внедорожнике и прямо по степи. Это безопаснее и проще. Дорогу начали ремонтировать, и если кому-то нравится ехать по щебню или в облаках пыли, то – добро пожаловать.

Впрочем, можно и не торопиться. Потому что дорогу практически не ремонтируют, а делают заново. И если вот прямо сейчас найдут огромную кучу денег, чтобы оплатить все виды работ, то лет через пять дорога будет готова. Но «огромной кучи денег» нет, и дорожное полотно пока больше напоминает лоскутный коврик. Где-то щебень, где-то старый вздыбленный асфальт. Потом сто метров хорошего асфальта и опять щебень. Потом еще пятьдесят метров асфальта… И все ругают дорожников.

А кого надо бы ругать?

Все ругают дорожников. В смысле – тех рабочих, которые кладут асфальт. А ведь они здесь вовсе не при чем. Они победили на торгах и теперь делают те участки дороги и те виды работы, которые получили по тендеру.

Ремонт автомобильной дороги Кызыл – Сарыг-Сеп ведет ПК «Дорожный строительно-транспортный». Эта организация работает в Туве уже 70 лет. Не слышали о такой? Тогда вспомним, что раньше она называлась ДСУ-1. (ДСУ – Дорожно-строительное управление). Даже надписи на старой технике еще сохранились – ДСУ-1. Одна организация может прокладывать 20 км в год – не больше. При хорошем раскладе (если будет постоянное финансирование) сделают за пять лет. Но действительно хорошее финансирование помогло бы сделать дорогу более долговечной – если приподнять полотно, проложить трубы для дренажа… Но нет. Таких денег нет. А значит, скоро понадобятся новые деньги – латать полотно. Дорожное полотно.

С апреля по октябрь нынешнего года ПК «Дорожный строительно-транспортный» ведет работу по асфальтированию заранее подготовленных участков. Понятно, что это далеко не вся дорога. Сумма контракта – 37 миллионов.

Сейчас выставляют на торги новые участки, и дело будет продолжаться еще долго. Вполне вероятно, что, когда дело подойдет даже не к концу, а к середине, только что уложенные участки будут уже в нерабочем состоянии, и все придется делать по новой – гарантийный срок работы пять лет. А за пять лет дорогу не построят – денег нет. Расчеты, сметы, согласования – это время. Торги – тоже время.

Виновны ли в том, что дорога разбита, большегрузы добывающих компаний? Строители говорят, что только отчасти - да, не все соблюдают сроки, в которые можно проехать тяжелогруженным машинам, ограничения по весу порой поздно устанавливают. Но в любом случае дорога себя изжила, у всего есть свой срок годности. К тому же у старой дороги, которую прокладывали по старым нормативам, нет уклонов для слива и многого еще, что сейчас считается необходимым.

Но ведь так не хочется ехать по щебенке! Почему нет объездных дорог? А это тоже не внесено в смету. За свой счет никто не будет строить дороги и ухаживать за ними.

По каа-хемским дорогам мы ездили с представителями ОНФ. Миндортранс Тувы тоже собиралось посмотреть на строительство. Но в последний момент отказалось. Так что осталось неизвестным, как будут финансировать дальнейшее строительство и через сколько лет от Кызыла до Сарыг-Сепа можно будет доехать без риска для жизни и без риска поломки машины.

Но отчаиваться не надо. Во всем можно найти хорошую сторону. Пока здесь дороги нет, и машины едут очень медленно, то и аварийные ситуации почти не возникают. Проще и безопаснее этого может быть только одно – убираем все дороги и ходим пешком. Или развиваем гужевой транспорт.

В любом случае, мы еще будем ездить по этой дороге, где, как можно подозревать, обитают подземные монстры-черви из фильма «Дрожь земли». Ждите новостей!

И. Вечорко

 

Поделиться в сети
ВК FB