Дата: 2019-05-08 02:28:07 | Номер новости: 58651 | Постоянная ссылка | Источник: Газета "Плюс Информ" | Автор - | Ссылка на источник

Когда народ не безмолвствует

На прошлой неделе Туве завидовали все театры России: им обычно удается «захватить» известного критика Татьяну Тихоновец на один-два дня, а в Туве она пробыла целую неделю. И, соответственно, посмотрела и смогла оценить не один-два спектакля, а семь. Да, ей не всё понравилось. Но были моменты, на которые следовало бы обратить особое внимание не только театральных деятелей, но и политиков.

«Центрее некуда»

Обычно у всех гостей журналисты спрашивают о том, какое впечатление произвела на них Тува. А смысл? Конечно, гости непременно скажут пару дежурных комплиментов. Поэтому у Татьяны Николаевны мы не будем спрашивать о ее впечатлениях. Мы просто посмотрим, что критик написала в своем Facebook. Тем более, что наблюдения ее очень замечательны.

25 апреля. «Наконец, я добралась до Тывы. Даже не могу объяснить, почему я многие годы так хотела попасть сюда. Может, с того момента, когда увидела их «Короля Лира», в 2005 году на «Сибирском транзите», и потом наш экспертный совет взял спектакль на «Маску». А может, люблю открывать новые земли и новые театры. И вообще, мне кажется, здесь место силы.

Вчерашний день мне дался непросто. Я добиралась почти сутки. После ночных полетов почти шесть часов в машине до Кызыла. Через Саяны. Потом поспала два часа, и «Кориолан» на тувинском языке. А сегодня с утра обсуждение.

Горы невероятной красоты. Сначала покрытые снегом, с редкой щетиной хвойных. Тувинские коллеги утверждают, что это сосны. А потом - палитра поменялась. Серо-охристо-оливковые тона. И кое-где бродят их маленькие лохматые коровки и коренастые приземистые шерстистые лошади, близкие по типу лошади Пржевальского. У них есть и яки, и верблюды, но они нам не попались.

К СССР Тыва присоединилась в 1944 году, а в 1943 создала тувинскую дивизию, ушедшую сражаться за новую родину. Тувинцы - это воины. И дрались они, как камикадзе, готовясь к смерти. Об этом у них есть спектакль «Журавли». Поставленный Мариной Идам. Сегодня еще раз поняла, как сложно развиваются национальные театры. Как мало им подходит европейский репертуар. Просто совершенно другое мировоззрение и другая картина мира. Все другое».

27 апреля. «Вот несколько городских видов. Здание театра, буддистский барабан, дом правительства, слияние малого и большого Енисея. А еще Кызыл - это географически самый центр Азии. Центрее некуда».

28 апреля. «Сегодня были на древнем царском становище Алдын Булаке. Там пять гор, а внизу, как в чаше, сейчас туристический комплекс из юрт. Конечно, это новодел. А горы-то подлинные, древние, все видевшие. Внизу Енисей, который еще не могучая река, он только набирает мощь.

Тишина необыкновенная, только шум ветра, иногда медленно парят большие птицы, как будто вглядываясь в тебя. Скальные камни раскрашены яркими лишайниками. И везде в укромных гнездах между ними разбросаны дикие ирисы и подснежники. Воздух густой и плотный. Хочется вдыхать его и не выпускать из легких. А потом кружится голова...»

1 мая. «Вчера был последний день в Тыве. Мои друзья, Эрик Донгак и Марина Идам, решили свозить меня в горы. У них в горах везде бьют из скал целебные источники. Разные по составу и вкусноте. Вот мы и поехали. Вокруг было синее небо, складчатые горы, чуть покрытые желтоватым пушком, и тишина. Это было невероятно. Сначала мы сидели в беседке, потому что какие-то люди спустились к источнику. А мешать нельзя. Потом они ушли куда-то к красным пещерам, а мы спустились к воде. К нам пришел суслик. Посмотрел, как мы себя ведем. Там стоит плошка, в которую наливают молоко для духов, а он, видимо, и есть дух этого места. Марина положила туда кусочки слойки, и он уплел их за милую душу. А потом спрятался и ждал, угостим ли еще. Мы угостили. Еще мы постояли у священной лиственницы. Вообще, сидели в полном оцепенении. Обнулились. А потом мне надо было смотреть спектакль, а я полдействия не могла включиться. Как было хорошо и солнечно...»

Похоже, Тува действительно захватила Татьяну Тихоновец. И не только на семь дней ее пребывания здесь.

Зрители хотят смеяться и радоваться

Далеко не все, что у нас есть в театре, критик оценила высоко. Больше того, есть и такое, что она вообще не оценила. А еще точнее, она указала на то, чего вообще нет.  По ее словам, у театра нет стратегии. А если нет стратегии, то нет и развития.

Но мы же любим свой театр, не правда ли? А вот о том, что мы любим, – это другой вопрос. Мы любим комедии и мелодрамы, мы хотим, чтобы нас развлекали и время от времени дали повод поплакать и посочувствовать… А думать в театре, решать серьезные проблемы мы не хотим. Так ли это?

Если вы точно уверены, что это не так, подумайте о том, что происходит с репертуаром. Тут происходит такой странный выверт. Критик говорит, что театр во многом идет на поводу у зрителей и ставит пьесы легкие, как индийские фильмы. Именно потому, что мы их любим.

А вот сложные спектакли, постановки, которые задают нам вопросы, мы не очень любим – там не расслабишься, там надо думать и сопереживать. То есть, театр у нас чаще выступает не как именно театр – особый вид искусства, а как культмассовый досуговый центр.

Вот на таком заключении хочется… Не знаю, что хочется. Можно, конечно, поплакать, но ведь не все так грустно. Всегда можно принять какие-то меры. Только вот эти меры должны принять уже сотрудники театра. Ну а зритель – может только смотреть, что ему покажут? Или выбирать, что ему смотреть?

Сама Тихоновец, в том же Facebook, пишет: «Сложно жить единственному в городе и в республике театру. Напротив него на центральной площади - Дом правительства республики. Учредители внимательно следят за работой театра. Зрители хотят в театре смеяться и радоваться. Тревожиться не очень хотят. Власти хотят этого же. Театру нужно развиваться. А развиваться вне контекста очень трудно. Ну, съездят они на фестивали, сыграют и уедут, ничего не увидев. А силы, способные к развитию, в театре есть».

Народ и власть

Есть спектакли никакие. Со слабой драматургией. Например «Шурави». Да, мы его смотрим, у него есть историческая основа, мы смотрим пьесу о героизме тувинских воинов. Это – иллюстрация к Афганской войне. Впрочем, Татьяна Тихоновец и сама не знает, можно ли поставить хороший спектакль по «никакой» пьесе.

Два спектакля, которым она дала самую высокую оценку, это «Дом Бернарды Альбы» спектакль о женском мире в постановке Сюзанны Ооржак и «Кориолан» - спектакль о мужском мире режиссера Марины Идам.

«Кориолана» один раз показали в минувшем сезоне, и пока мы больше его не увидим. До следующего сезона не увидим. Некоторые высказывают мнение, что в связи с выборами, его не скоро покажут и осенью. Впрочем, будь у нас действительно дальновидные политики, то ситуация была бы иной. Могла бы получиться занимательная картина: оппозиционные политики (если бы они действительно были) врываются в кабинет директора театра, чтобы договориться о нескольких днях постановки спектакля подряд или купить бы их. И там, в кабинете директора, они видят действующих политиков, которые пришли с указанием того, что спектакль надо повторять чаще.

Дело в том, что пьеса, написанная четыреста лет назад, про исторические события, которые происходили вообще две с половиной тысячи лет назад, абсолютно современна. В ней показаны и взаимодействия власти и народа, и принципы выборов власти, и то, может ли герой возглавить правительство, и нужны ли нам вообще герои. И то, каким может быть народ, если он не безмолвствует, но как же легко им манипулировать! Народ готов отдать свои голоса за героя, но, если вовремя кое-что шепнуть, тот же народ начнет отзывать свои голоса и бороться против героя, особенно не задумываясь, что происходит. Прорваться к власти легко. А что потом?

В спектакле есть все о выборах, о власти, об оппозиции и о предательстве. Нет только готовых ответов. Думать надо. Сама Марина Идам говорит, что у нее нет готовых ответов – она только предлагает вопросы. А вопросы эти сложные. Кстати, режиссер здесь увидела и другую тему, которую увлеченные политическими вопросами могут и не заметить. Это тема женского воспитания. Кориолан рос без отца. Не материнская ли любовь сделала из него такого политика, который идет к цели, не останавливаясь ни перед чем? Герой спасает Рим, хочет стать консулом или трибуном, потом идет на тот же Рим войной.

Плюсы и минусы

Плюсов у театра больше. Это и хорошая труппа – не каждый театр в России может похвастаться этим, здесь есть актеры всех возрастов. Великолепные актеры – особенно Татьяну Тихоновец восхитил Эдуард Ондар: актер с героическим обликом, который может играть осла в «Ходже Насреддине» и другие комические и характерные роли. Высоко оценила она и Саяну Сат, которой доступные разные роли и характеры – от Бернарды Альба до «зав. гаремом».

Есть отличные режиссеры, художники и всё, что надо. Нет музыки. Почему тогда театр называется «музыкально-драматический»?  Нет стратегии вообще. Нет возможности посмотреть спектакли других театров, увидеть, как развивается современное театральное искусство. Нет экспериментальной студии, где можно было бы прорабатывать современные формы, обсуждать что-либо.

Критик назвала и другие минусы. Но плюсов все-таки больше. Есть хорошая основа. Есть актеры и режиссеры. И, самое главное, есть мы. Зрители, которые готовы ходить в театр не только посмеяться, но и задуматься. Задуматься о жизни и о политике, о себе и о мире, о проблемах насущных и вечных.

И. Качан

 

Поделиться в сети
ВК FB