Дата: 2019-10-05 09:46:56 | Номер новости: 66337 | Постоянная ссылка | Источник: Национальный музей РТ | Автор -Монгун-кыс Салбырын | Ссылка на источник

По страницам истории… Образование в ТНР

Ко Дню Учителя, а также в преддверии вхождения Тувы в состав Советского Союза 11 октября 1944 года, мы расскажем о том, как развивалось образование накануне вхождения Тувы в состав СССР.

С 1930-х гг. в Туве начинает бурно развиваться образование. Создавались первые кружки по изучению новой письменности (на основе латиницы), издавались первые учебники на родном языке, расширялась сеть пунктов по ликвидации неграмотности, строились школы. Большую помощь оказывал Советский Союз.

Учебная работа 

10 июля 1941 г. был утвержден новый тувинский алфавит из 36 букв на основе кириллицы. С 1943 г. начался постепенный перевод национальной письменности с латинизированного алфавита на русский. Сначала были организованы семинары для учителей, затем — кружки для населения по изучению новой письменности. Всего в феврале 1944 г. работало 132 кружка.

По данным статистики Совета Министров ТНР, грамотность тувинского и русского населения в возрасте от 8 лет и выше на 01 января 1944 составила 65,1% (44.142 человек). В этот период также в Тувинской Народной Республике (ТНР) работало 57 кружков по изучению тувинского языка с 805 слушателями и 39 кружков русского языка, где занималось 403 человека. В конце 1944 г. в Кызыле была организована семилетняя школа для взрослого населения, а в хошунных центрах – начальные школы.

К началу второго полугодия 1943-1944 уч. г. в Туве насчитывалось всего 123 школы. Всего учащихся в начале учебного года составляло 9983 человека, но к началу второго полугодия 1943-1944 гг. общее количество учащихся сократилось до 9686 человек. Среди наиболее частых причин отсева учеников из школы являлась болезнь, что говорило о необходимости усиления медицинской помощи в школах.

На начало 1944 г. успеваемость по школам республики составляла 87,9%. Неуспеваемость приходилась, в основном, на родной язык, русский язык и математику. Одним из факторов, «вредно отражавшемся на качестве учебы и дисциплине учащихся», являлось социалистическое соревнование, которое практиковалось тогда в школах. «Заключение договоров между учителями, учащимися и школами с обязательством давать 100% успеваемость приводило к искусственному завышению оценок успеваемости и снижению роли учителя в учебно-воспитательной работе школы», — подчеркивал тогда министр народного просвещения ТНР Лопсаннар. В результате многие школы имели высокие формальные показатели, но в действительности учащиеся оканчивали школу с низкими знаниями. Поэтому 29 марта 1944 г. социалистическое соревнование в школах было отменено.

В начале 1943-1944 учебного года были введены правила поведения для учащихся, направленные на укрепление дисциплины и поддержания здоровья учащихся. Например, пункты 5,6 и 18 «Правил» обязывали учащихся «являться в школу чистым, причесанным, опрятно одетым, содержать в чистоте и порядке свое место в классе, поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обуви и постель». «Правила» явились своеобразной программой воспитания для учителей.

Внеурочная работа 

Большое внимание в учебно-воспитательном процессе уделялось внешкольной и внеклассной работе. В 1943-1944 уч. г. действовало 495 различных кружков, которыми было охвачено 60% учащихся. Проводились детские смотры художественной самодеятельности. Особое значение уделялось внеклассному чтению, но в библиотеках школ было очень мало детской художественной литературы на тувинском языке.

В этот период в каждой школе проводились беседы на тему Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), также организованы уголки, сформированы тимуровские команды, оказывающие помощь семьям красноармейцев. Школы ТНР, взяв шефство над детскими домами Красноярского края, отослали посылки с вещами для детей-сирот и в освобожденные районы на общую сумму 28.931 акша, 1796 книг и учебников на сумму 3100 акша. На строительство танка и эскадрильи самолетов в фонд обороны учащиеся внесли 130.592 акша. Для того, чтобы заработать деньги на подарки школьники устраивали субботники, концерты, спектакли. Общая помощь фронту школьников за время войны составила 235.229 акша. Учителя ТНР за время войны внесли деньгами и отослали подарками на сумму 140.285 акша, на строительство эскадрильи – 26.800 акша.

Великая Отечественная война поставила вопрос об усилении военно-физкультурной работы в школах. Со второго полугодия 1942-1943 уч. г. была введена военная подготовка в средних, неполных средних и начальных школах. На основании постановления Совета Министров и ЦК ТНРП учителя и учащиеся с 16 лет проходили военное обучение и сдавали экзамен.

Педагогические кадры 

Подготовку специалистов различной квалификации в ТНР осуществлял только Кызылский учебный комбинат, созданный в 1936 г. Общеобразовательной базой комбината являлась четырёхлетняя начальная школа. Подготовка учителей с 1939 г. осуществлялась на педагогическом отделении комбината. В 1944 г. Учебный комбинат был реорганизован в Кызылскую тувинскую среднюю школу № 2, впоследствии сыгравшей большую роль в подготовке национальных педагогических кадров.

В 1943-1944 уч. г. в школах ТНР насчитывалось 460 учителей. Для повышения образовательного уровня и повышения квалификации педагогических кадров Министерством просвещения была организована курсовая система и заочное обучение за семилетку, десятилетку, педучилища и учительского института. Помощь в методической работе оказывал Республиканский методический кабинет, а также кустовые методические объединения при школах.

Материальное обеспечение 

Сложным в то время оставался вопрос с обеспечением учебников и методической литературы. После 1943 г. учебниками на латинизированном алфавите могли пользоваться только учащиеся 5-6 классов. В 1943 г. в связи с переводом национальной письменности на русский алфавит возникла необходимость в издании новых учебников. Забегая вперед, нужно сказать, что недостаток учебников остро ощущался и в последующие годы. Причинами нехватки учебников были переходы на другие программы, увеличение количества учащихся, нехватка специалистов, отсутствие твердого плана издания учебников.

Тяжелой была проблема нехватки школьных зданий, квартир для учителей, школьной мебели. Многие здания для школ и интернатов строили местные жители. Ежегодно школы сталкивались с недостатком топлива и множеством других хозяйственных вопросов, включая плохое санитарное состояние школ, интернатов, общежитий, столовых, бань.

11 октября 1944 г. Тувинская Народная Республика была принята в состав СССР на правах автономной области РСФСР. С этого момента главной задачей народного образования Тувы стало осуществление всеобщего обучения. Это было начало большого и тернистого 75-летнего пути для системы образования Тувы. Сегодня мы поздравляем всех Учителей, благодаря которым этот путь был пройден!

Использованная литература и источники: 

-История Тувы: В.3 т. – Т II/ Под общей ред. В.А.Ламина. -Новосибирск: Наука, 2007. – С. 272-275. -Государственный архив Республики Тыва. Ф.79. Оп.1. Д.180. ЛЛ.19, 27; Д.181. ЛЛ.48, 50; Д.182. ЛЛ.1,17; Д.185. Л.1,2,3. -Приказ № 56 Министра Народного Просвещения ТНР от 29 марта 1944 года «О социалистическом соревновании в школе»// Тувинская правда. – 1944. — № 31. – С.4. -Сереккей. Врач и сестра в школе// Тувинская правда. – 1944. — № 7. – С.5.

На фотографиях фотографии В. П. Ермолаева , журналы из фондов Национального музея Республики Тыва 

Светлана Тулуш, отдел истории 

Поделиться в сети
ВК FB