Дата: 2019-10-31 08:12:24 | Номер новости: 67425 | Постоянная ссылка | Источник: Институт развития национальной школы | Автор -admin | Ссылка на источник

РЕЗОЛЮЦИЯ ХV ВОЛКОВСКИХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И СКАЗКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ НАРОДОВ МИРА» 17-21 ОКТЯБРЯ 2019 Г. г.Кызыл

С 17 по 21 октября 2019 г. в Кызыле, столице Республики Тыва, состоялись ХV Волковские этнопедагогические чтения «Колыбельные песни и сказки как педагогические миниатюры народов мира» с международным участием, посвященных Международному году родных языков коренных народов (далее – Чтения). Чтения проведены при поддержке Российской академии образования, ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», Министерства образования и науки Республики Тыва. Организаторами конференции выступили Государственное научное бюджетное учреждение «Институт развития национальной школы» Министерства образования и науки Республики Тыва и ГБУ «Центр развития тувинской традиционной культуры и ремёсел» Республики Тыва.

На Чтениях приняли участие 255 учителей, воспитателей, студентов, ученых и преподавателей Кызылского педагогического колледжа, Кызылского педагогического института ТувГУ, ГБПОУ «Вилюйский педагогический колледж им. Н.Г.Чернышевского» Республики Саха (Якутия), Эвенкийского района (п. Тура) Красноярского края, ГБУ РХ «Хакасская национальная гимназия имени Н.Ф.Катанова», многопрофильного техникума Эвенкийского района (п. Тура) Красноярского края, Сорок-Сойотской школы Окинского района Республики Бурятия, представителей органов государственной власти, общественных организаций.

Основная идея, разделяемая участниками Конференции, заключается в том, что в современных условиях в поиске актуальных ценностей духовно-нравственного воспитания детей и молодежи колыбельные песни и сказки по праву определяются как педагогические миниатюры народов мира.  Народная педагогика содержит в себе неиссякаемый источник для научных изысканий и одновременно громадный воспитательный потенциал на примере колыбельных песен и сказок. Такой подход связан с исследовательским интересом к этнопедагогике как системе научных знаний и феномену культуры воспитания. Изучение дошкольниками, учащимися студентами, этнопедагогами, учителями, воспитателями и родителями многотысячного опыта народов в духовно-нравственном, интеллектуальном и эстетическом воспитании позволяет прогнозировать дальнейшее углубление в этнопедагогические миниатюры, обоснованные Гением этнопедагогики, академиком, Заслуженным деятелем науки Республики Тыва Г.Н.Волковым, их теоретических основ, внедрения   в содержание семейного воспитания, педагогического процесса образовательных организаций, ранней социализации растущего ребенка и повышение их эффективности.

Чтения показали, что колыбельные песни и сказки являются этнопедагогическим наследием народов мира, действенным фактором национального спасения, и подтвердили жизнеутверждающий смысл материнской педагогики, фольклора раннего детства.

На Конференции поставлены и обсуждены вопросы, связанные с сущностными характеристиками колыбельных песен и сказок, функционирования и использования их в духовно-нравственном воспитании обучающихся и использованием родных языков как фактора развития личности; семейной педагогикой; нравственными ценностями; инвариантами воспитания; были затронуты проблемы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.

На Конференции было отмечено:

– проведение ежегодных Волковских этнопедагогических научно-практических конференций способствует диалоговому взаимодействию и взаимообогащению культур народов и обеспечивает согласованность действий научных и образовательных учреждений субъектов Российской Федерации в комплексном изучении этнопедагогического наследия народов Сибири и Центральной Азии, в том числе колыбельных песен и сказок, сегодня, как никогда они востребованы;

– этнопедагогические чтения способствуют диссеминации этнопедагогических идей и опыта народов России, в том числе этносов Саха-Якутии, Горного Алтая, Бурятии, Тувы, Хакасии – родственных народов, связанных с одним происхождением языков в мировом социокультурном и научно-образовательном пространстве;

– этнопедагогическое содержание образования в условиях реализации нового стандарта становится одним из действенных механизмов передачи, воспроизводства и развития этнических констант в целостной системе непрерывного образования Российской Федерации, что позволяет эффективному освоению этнокультурных ценностей, развивает поликультурную компетентность личности на основе их родной культуры. В частности: в Республике Тыва в содержание учебно-воспитательного процесса внедряется учебный предмет народоведение – улусчу ужурлар с 1 по 9 классы;

Участники Конференции указали, что недостаточно:

– представлен этнопедагогический диалог культур Саяно-Алтая, Сибири и Центральной Азии в теоретико-методологических и прикладных этнопедагогических исследованиях, связанных с фиксацией, осмыслением воспитательных этнопедагогических смыслов, использованием в учебно-воспитательном процессе колыбельных песен и сказок;

– разработаны нормативные правовые основы функционирования национально-региональных систем российского образования обеспечивающие удовлетворение языковых и этнокультурных потребностей этнической личности в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов;

– разработана система менеджмента и мониторинга процесса внедрения этнопедагогических концепций в систему непрерывного образования.

Участники Конференции отметили необходимость:

– активного включения в содержание образования материнской педагогики, колыбельных песен и сказок народов многонациональной России и мира;

– проведения совместных международных и межрегиональных проектов, грантов и  этнопедагогических экспедиций с целью комплексного исследования этнопедагогического наследия народов Сибири и Центральной Азии, распространения опыта по этнопедагогизации содержания образования;

– повышения статуса института семьи в этнокультурном социуме на семейных ценностях.

Участники Конференции выработали рекомендации:

– расширить международные и межрегиональные отношения и связи по проблемам исследования этнопедагогического наследия разных народов России и мира;

– обратиться с предложением в Министерство просвещения Российской Федерации и комитеты Государственной Думы с предложениями о включении этнокультурного содержания в системе непрерывного многоуровневого педагогического и дополнительного профессионального образования, обеспечивающего будущему специалисту возможность стать достойным представителем своей этнической культуры, формировать российскую гражданскую идентичность личности;

– Институтам повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предусмотреть включение в систему переподготовки кадров дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров воспитателя-этнопедагога, учителя-этнопедагога, преподавателя-этнопедагога;

– разрабатывать и реализовывать международные и межрегиональные проекты, нацеленные на приобщение детей и молодежи к родной, общероссийской и мировой культурам, на трансляцию этнопедагогического потенциала семьи: материнства, отцовства, бабушкиной педагогики, преемственности поколений;

– обеспечивать необходимые условия для качественного проведения исторических, этнокультурных, этнолингводидактических, филологических, этнографических исследований с целью обогащения содержания образования и учебно-методического обеспечения образовательных программ разных уровней обучения и воспитания; – изучить вопрос об открытии Государственной гимназии, способствующей углубленному изучению языков, истории и культуры тувинского народа в городе Кызыле.

Поделиться в сети
ВК FB