Дата: 2020-01-08 09:41:31 | Номер новости: 71186 | Постоянная ссылка | Источник: Tuva.Asia | Автор -Жанна Юша | Ссылка на источник

Полевые исследования у тувинцев Дархана, Сэлэнгэ и Тов аймаков Монголии

С 22 июля по 8 августа 2019 г. состоялась экспедиция Ж.М. Юша к тувинцам Дарханского, Сэлэнгинского и Тов аймаков Монголии, запланированная в рамках проекта РФФИ № 18-012-00400а "Исследование современной эпической традиции тувинцев Китая. Тексты и материалы” (рук. Ж.М. Юша). В данном регионе эта экспедиция является по счету второй,  поскольку первая полевая работа Ж.М. Юша была проведена в сентябре-октябре 2011 г.

 

Тувинцы, проживающие в центральных аймаках Монголии, в основном являются выходцами из сумона Цэнгэл Баян-Ольгийского аймака. Среди тувинского населения, в зависимости от времени переезда из материнского анклава (Цэнгэл) в Дарханский, Сэлэнгинский и Тов аймаки, а также решения адаптационных процессов, выделяются две группы. Первую группу составляют тувинские семьи, которые переехали из Цэнгэла в центральную часть страны в конце 1970-80х гг. для освоения новых земель по призыву правящей социалистической партии. В 1993 г. по инициативе известного тувинского писателя Чинагийн Галсана – выходца из Цэнгэла – на его личные средства было организовано возвращение (Улуг көъш) в Цэнгэл основной части тувинского населения, массово переехавшего в центральную часть Монголии. В политической жизни Монголии этот процесс вызвал большой резонанс, о возвращении тувинцев на родные земли немецкими документалистами даже был снят фильм. Однако через несколько лет после возвращения тувинцев-переселенцев в Цэнгэл, началась новая волна миграции цэнгэльских тувинцев в тот же регион (центральная и северная части Монголии). Среди тувинского населения, проживающего в этих аймаках, новые переселенцы составляют вторую группу. По материалам нашей полевой работы, в последние годы из тех людей, которые возвратились в Цэнгэл в 1993 году, не осталось ни одной тувинской семьи. Миграционные процессы продолжаются и в наши дни...

 

Во время полевой работы собраны и зафиксированы фольклорно-этнографические и исторические материалы от тувинцев-переселенцев, оказавшихся в изоляции от своей основной группы. В частности, определены элементы "вибрирования” общетувинской фольклорной и обрядовой традиций, "угасание” малых жанров, очаги распространения отдельных эпических сюжетов, шаманских ритуалов, влияние монгольского фольклора на устное народное творчество тувинцев, бытование некоторых обрядовых жанров на монгольском языке, информация о репертуаре известных тувинских сказителей. Выявлены современные проблемы миграции и адаптации тувинцев, результаты смены хозяйственно-культурного типа, их непосредственного влияния на многие элементы традиционной культуры, процесс создания "вторичной” локальной традиции, отличающейся от первой по определенным параметрам, причины миграции тувинцев из малой исторической родины – Цэнгэла, идея преемственности / непреемственности национальной культуры, роль устойчивых и непостоянных элементов народной культуры в повседневной жизни этноса, вопросы сохранения обрядовой сферы, языка и этнической идентичности для малочисленной группы тувинцев, переселившихся на постоянное место жительство в центральную Монголию. 

 

Собранный в полевых условиях аудио- и видео-материал дополняет и фотофиксация предметов материальной культуры, обрядовой сферы, а также носителей традиции. В ходе общения с тувинцами Монголии исследователь не раз сталкивалась с тем, что, по словам информантов, в Туве знают хорошо только о цэнгэльских тувинцах, а о тувинцах центральной Монголии российские тувинцы не имеют даже представления и не располагают подробной информацией о них, так как они оказались за пределами Цэнгэла – малой исторической родины. Обычно в летнее время тувинцы-переселенцы ездят в гости в Цэнгэл к своим родственникам и нередко можно услышать фразу: Чуртка чорааш келдивис – "Ездили на родину”.

 

Тувинцы, живущие в центральных аймаках, откололись от своей основной массы, уже будучи носителями островной традиции, то есть дважды оказались в разных условиях иноэтничного окружения. В ходе экспедиционной работы нами собрана богатая коллекция полевых материалов, иллюстрирующих современное состояние традиционной культуры монгольских тувинцев, которые будут использоваться в работах, посвященных сравнительно-историческому аспекту духовной культуры тувинцев России, Монголии и Китая.

Поделиться в сети
ВК FB