Дата: 2020-02-05 10:01:01 | Номер новости: 72428 | Постоянная ссылка | Источник: Tuva.Asia | Автор -Надежда Сувандии | Ссылка на источник

Что в имени тебе моем…

Бескрайние степи и отвесные горы, юрты, словно огромные валуны, разбросанные по земле, песни пастухов и имена кругом: имена людей, рек, озер, гор, местечек... Именно в поисках  этих имен и тайн, скрытых за ними, в июле 2019 года филологи и историки Тувинского государственного университета по проекту РФФИ «Трансформационные процессы в ономастике народов Центральной Азии: история и современность (на примере Тувы, Тофаларии, Калмыкии и Монголии» выехали в Увский, Ховдский и Баян-Ульгийский аймаки Монголии, где компактно проживают этнические тувинцы.

Фото 1. Члены научного коллектива Надежда Сувандии, Любовь Кара-оол, Елена Айыжы, магистрант Болормаа Баярхуу и сопровождающий этнический тувинец Чимеддорж Ганзоригт 

Экспедиция по ономастике в эти аймаки проводится впервые. В конце 90-ых годов организовывались комплексные полевые исследования по изучению языка, фольклора, этнографии и истории этнических тувинцев Монголии. Большое количество ученых Тувы, преподавателей Тувинского государственного университета по результатам этих экспедиций сделали интересные научные открытия и защитили свои кандидатские и докторские диссертации.

В настоящее время большая часть этнических тувинцев Западной Монголии живут в сумоне Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака. Здесь, по словам информантов, проживает около 7600 человек, из которых более 2000 (18,5 %) – тувинцы, остальные 5600 (81, 5 %) – казахи. Намного меньше тувинцев в Увском и Ховдском аймаках.

Фото 2. Въезд в сумон Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака Монголии

Тувинцы Монголии сохранили основной вид деятельности своих предков-кочевников – скотоводство. Почти каждый житель имеет в своем хозяйстве не менее 500 голов мелкого рогатого скота, 50 и более коров и яков, а также не менее одного табуна (20 и более) лошадей. Достаточно закрытый образ жизни наших земляков позволил им в какой-то мере защитить свою традиционную культуру, быт и, что важнее, язык. 

Участники экспедиции Надежда Сувандии, Елена Айыжы и Любовь Кара-оол провели беседы с более 100 информантов разного возраста, проживающих в сумоне Цэнгэл и на летних чабанских стоянках в местечке Харааты.

Фото 3. Летняя стоянка в местечке Харааты

Информанты с неподдельным удовольствием рассказывали о своих именах, о названиях местностей, в которых они проживают, о легендах и преданиях, связанных с наименованием той или иной горы, реки, перевала.

 

 

Восхитила преподавателей ТувГУ не только удивительная природа этих мест, но и трепетная любовь их жителей к своей земле, которую они выражают через стихотворения и рассказы собственного сочинения. Многие из них опубликованы в научно-популярном издании «Топонимы сумона Цэнгэл Западной Монголии», изданном в рамках гранта. 

В ходе полевых исследований зафиксировано более 500 наименований собственных имен и топонимов, а также около 100 преданий и мифов. В собранных географических названиях сумона Цэнгэл немало собственно родных нам тувинских,  топонимов, антропонимов и кличек животных.

К сожалению, информанты г. Ховд и сумона Буянт Ховдского аймака под влиянием культуры и языка титульной нации Монголии уже забывают свои обычаи и традиции. Подтверждает это и то, что на этих территориях исконно тувинских собственных имен почти не осталось. Интересно, что в личные имена людей употребляются в качестве домашних или так называемых «вторых» имен, т.к. официальными являются антропонимы монгольско-тибетского происхождения.

В рамках проекта проведена также комплексная экспедиция в западные кожууны Республики Тыва: Монгун-Тайгинский, Бай-Тайгинский, Овюрский, Барун-Хемчикский и Дзун-Хемчикский. Собран обширный языковой, фольклорный, этнографический материал. Проанализировав его, участники проекта пришли к выводу, что на территории Овюрского района немало топонимов монгольского происхождения. Во всех населенных пунктах кожуунов часто встречаются личные имена монгольско-тибетского происхождения. Основной причиной таких заимствований, скорее всего, является буддийское вероисповедание.

Несомненна важность таких исследований, поскольку в именах собственных, в географических названиях сохраняются «воспоминания» народа о его истории, культуре и языке.

В следующем году работа над проектом будет продолжаться. В 2020 года запланированы комплексные экспедиции в Тофаларию Иркутской области и в юго-восточные кожууны Республики Тыва.     

 

Фото 4-6. Работа с информантами

Поделиться в сети
ВК FB